в уме
представляется лишение
великого добра или терпение великого несчастия. Для того, ежели кто хочет в
слушателях печаль возбудить, 8 то должен он представить, 1) что они
великое, нужное и полезное добро потеряли, 2) потеряли то, что они
любили, 3)
чего толь долго искали, 4) для чего 6 столько трудов и попечения
положено и бед претерплено, 5) потеряли то, что прежде у других с трудом
перехватили, 6) что неприятели их о том радуются, 7) что того несчастия давно
было должно остерегаться, однако оно небрежением в их учинилось, и
что уже о том стараться поздно, 8) представить те времена и места, в которые
и на которых они добром тем увеселялись, 9) припомнить посторонние
обстоятельства, которые, соединившись с потерянным добром, их радость
умножали, 10) упомянуть о признаках, которые оное несчастие
предвозвещали. Пример
предлагается из надгробного слова маршалу французскому де Тюренну, которое
говорил Флешье, епископ низмский:
Едва не
г прихожду в
замешательство и едва могу слово выговорить. Тюренн умер! Все пришло в
беспорядок:
счастие колеблется, победа утружденна, мир отдаляется, добрые намерения
союзников ослабевают, храбрость солдатская печааию угнетается и купно
ободряется мщением. Весь стан стоит неподвижно. Раненые больше думают о сей
великой утрате, нежели о своих ранах. Умирающие отцы посылают сынов своих
оплакивать усопшего своего генерала и прочаяя-134
а Рит. рук. 1747 зачеркнуто в первом случае служат
почти те
же правила, которые предложены к возбуждению радости, только обратным
образом, а именно.
6 Рит. корр. на что исправлено на для чего.
в Рит. рук. 1747 несчастием.
г Слова
Едва не, отсутствующие в Рит. рук. 1747,
вставлены рукой Ломоносова в Рит. корр.
Д
Рит. рук. 1747 зачеркнуто Но лучшие сего примеры читать
можно в словах надгробных покойного Феофана Прокоповича, архиепископа
новогородского.
14»