§ 107
Печали следует утешение, в
котором представляются сред-ствия, печаль утоляющие. Для сего должно
представлять слушателям, 1) что им за потеряние оного добра другое
возвратится, равное или еще большее, 2) что от лишения оного будет им честь
или вечная слава, 3) что они имеют в той печали себе товарищей, 4) что жизнь
человеческая таким переменам подвержена и что большие, знатнейшие и
сильнейшие то же часто претерпевают, 5) что в печали великодушие весьма
похвально, 6) что печалью и сокрушением потерянного добра возвратить
невозможно, 7) особливо должно ободрять надеждою, о чем ниже
предлагается. Пример
утешения к сродственникам а убиенных на войне солдатов из 14 слова
Цицеронова против Антония: 6
3 Рит. рук. 1747
родителям;
Рит. корр. исправлено на сродственникам.
б Рит. рук. 1747 зачеркнуто Понеже
за славу долгу добрым и храбрым гражданам.
» Рит.
рук. 1747 отгнали.
|
Преславное дело с
вами
учинилось, прехрабрые в жизни, а ныне блаженнейшие воины, что ваше мужество
ни забвением ныне . живущих, ни молчанием потомков не помрачится, ибо знак
бессмертной памяти вашей почти своими руками построил Сенат и народ
римский. Часто
многие воинства во время карфагенских, галлских и италийских браней были
славны и велики, однако никоторым толь великая честь воздана не бывала. О
дабы мы воздать вам могли еще больше, ибо мы от вас превеликое благодеяние
получили! Вы бесящегося Антония от града отвратили, вы силящегося паки на нас
возвратиться отогнали. " За сие построим вам великолепную громаду с
подписанием о божественном вашем мужестве, свидетельствующем вовеки. Никогда
не умолкнет о вас сладчайшая беседа видящих вашу гробницу или об ней
слышащих. Так
вы за временную жизнь бессмертия достигли! Но понеже, господа сенаторы,