кого-нибудь ненависть, то
должен он показать, какие в нем есть недостатки, как он
зол, вредителей, нечестив, неправнодушен и прочая (смотри § 9). Однем
словом, можно предложить все противное тому, что показано к возбуждению любви;
а например, Златоуст, возбуждая ненависть против неправильной
клятвы, говорит:
И как я прежде вас
просил, чтобы, усеченную главу Иоан-нову, теплую
кровь еще изливающую, взяв, каждый из вас в дом свой возвратился и думал бы,
что она пред его очами глас свой испускает и вопиет: имейте в
ненависти6 клятву
моего убийцы; чего обличение в не учинило, то учинила клятва, и
чего не мог гнев мучительский, то произвела боязнь клятвопреступления. Когда
пред всем народом был обличаем, обличение Г великодушно стерпел
мучитель, но когда обязал себя клятвою, тогда блаженную ту главу
усгкнул. Итак,
о сем прошу и просить не престану,
чтобы мы, куда только пойдем, повсюду главу сию с собою носили и всем бы
показывали вопиющую и клятву укоряющую. "*
§ 111
а
Рит. рук. 1747 зачеркнуто например, Григорий Назианзин
в четвертом слове на
Иулиана-отступника Григорий Назианзин в четвертом слове на
Иулиана-отступника говорит. »5 Тож Златоуст.
6 Рит. рук. 1747 имейте в ненависти вместо
зачеркнутого ненавидьте.
в
Рит. рук. 1747 обличение вместо зачеркнутого укоризна. г
Рит. рук. 1747 обличение вместо зачеркнутого укоризну.
Д Рит. рук. 1747 хочет вместо вачеркнутого желает.
6 Рит. рук. 1747 представ пять.
|
Надежда есть услаждение о
получении будущего добра. Движением
сея страсти бедные утешаются и ободряются ослабевшие. Ритор, когда оную в
ком возбудить хочет, * то должен он представить, 15 1) что оное
добро получить возможно. 2) что в получении оного хотя есть препятствия и
затруднения, однако преодолеть их не весьма трудно, 3) что к получению оного
есть