убил, чтобы он нами сохранен
не был. г Сему ли вы царствовать попустите, которого я на виселице
видеть поспешаю во отмщение нарушения верности за всех народов и государей?
162
§ 114
Гневу противно сожаление или
милосердие, которое есть скука для 6 несчастия или бедности
того, кому
мы добра желаем, происходит от любви к тому, кто такое противное состояние
терпеть принужден. Итак, для возбуждения сея страсти должно в 1)
страждущего г учинить любимым (по § 108), 2) бедное его состояние
живо представить, 3) показать, что он такое зло терпит безвинно 4) или по
последней мере излишно страждет,
5)
что
с ним родители, жена и детид тоже сносить принуждены,
6)
чтобы
всяк по себе рассудил, ежели бы ему такое зло приключилось, 7) что он в
вине своей признается и сожалеет,
8)
что
в том прощения просит, а впредь делать того не станет,
9)
что
он то сделал от нестерпимой досады в гневе, 10) что то учинилось ненарочно и
не с умыслу, 11) что лета и возраст, то есть младенчество, молодость или
старость к тому привела, 12) что он другой надежды ко спасению не имеет. Сверх
сего можно употреблять предложения, противные тем, которыми гнев возбуждается.
Пример из Цицеронова слова за Лигария: е
а
Рит. рук. 1747 он. . . не
был вместо
зачеркнутого мы его не. co-
li
ранили.
б Рит. рук. 1747 для вместо зачеркнутого происшедшее
от.
в Рит. рук. 1747 зачеркнуто прежде.
т Рит. рук. 1747 зачеркнуто привести в
любовь].
Д Рит. рук. 1747 зачеркнуто или другие.
е Рит. корр. внизу страницы
написано рукой Ломоносова Марта 28.
Выбрав
чисто и пересмотрев, печатать. Ломоносов.
|
Когда ты
сохранишь Лигария, кесарь,
то сделаешь ты многим своим приятелям угождение. Притом рассуди еще, о чем
ты обыкновенно рассуждаешь.
Я могу тебе представить сабинян, которым ты столь много веришь, и весь
сабинский уезд,