о
своих недостатках рассуждает
или о худых своих поступках, которые людям известны. Посему а для
возбуждения сея страсти должно представить, 1) кто что на себе худо имеет или
что непристойное сделал, 2) показать, что другие, которые много хуже, того
на себе не имеют или не делают, 3) что он от своих предков в том далече
остался и еще, может быть, впредь много хуже будет, 4) что об нем другие
весьма худое мнение имеют и в том осуждают, 5) что в том ему уже извиниться
нельзя, для того что оное дело всем очевидно, 6) и ежели положить, чтобы
того никто не знал, то надобно, однако, и своей совести стыдиться, 7) а
особливо от того утаиться нельзя, кто знает сердца и помышления
человеческие, 8)
еще для приведения в больший стыд можно сказать, что про то знают люди
разумные и знатные или для своей старости почтенные. 6 Так, Нуман
приводит в стыд троян, приехавших с Енеем в Италию, у Виргилия в
Енеиде, книга 9:
♦ Не стыдно ли уж
вам сидеть в осаде снова И смерти ждать в
стенах? вы двожды вияты ѳ Трое. Улисса нет у нас. у нас Атридов нет.
Жестокий наш
народ от роскоши
бежит, Мы хладною водой младенцев укрепляем, Подрослые в лесах всегда зверей
гоняют.
Но вас багряная
одежда украшает.
Вы любите плясать и в роскошь
отдаваться.
а Рит. рук. 1747
Итак; Рит. корр. исправлено на Посему, б
Рит, рук. 1747 зачеркнуто Например, Мозгейм НОВЫХ дѵховных
речей.
|
*