Подите по горам Диндимским за
свирелъми: Венера вас
зов'ет тимпаном и трубами; Оружие свое мужчинам, нам отдайте.
1™
§ 117
Зависть есть скука, которая
происходит от благополучия того, кого мы ненавидим. 3 Сию страсть
хотя не надлежит ритору как человеку, добрым делам и нравам учащему, в
слушателях возбуждать, однако
способы к движению оныя знать надобно тем, которые хотят кого-нибудь
описать, в других зависть возбуждающего, или
кого завидующего представить. Для себя предлагают, 1) что тот человек (на
которого зависть подвигнуть должно), хотя ему (в ком зависть возбуждать
надлежит)
летами, породою или искусством, либо заслугами равен, или еще и
меньше, однако
много большее награждение, похвалу или чин имеет, 2) что, хотя он искал
богатства, чести или какого-нибудь добра, однако другой у него перехватил, 3)
что другой в кратком времени стал толь счастлив, 4) что другого честь —
утрата его славы и другого прибыток есть его убыток, 5) что его добро другому
достается, 6) что кому он желает несчастия, тому счастие
приключилось. Алекта,
возбуждая зависть в Турне, короле рутулском, к Енею, говорит у Виргилия в
Енеиде, книга 7:
♦ Что? Разве ты
понес, о Турн, труды
вотще? Уступишь ты свой скиптр троянским беглецам? Аатин уж не тебе, но им
отдать намерен, Лавинию свою, придано и наследство, Что все ты заслужил сам
кровию своей. 151
§ 118
а Соч. 1759 кто ненавидит вместо мы
ненавидим.
|
Зависти сродна есть
ревность и
разнится от ней в том,
что завидующий желает, дабы другой не имел того или такого же