честолюбие,
3 для
печали — боязнь или стыд, для милосердия — любовь и прочая. Цицерон в
последнем слове против Верреса, чтобы на него возбудить гнев в судьях, движет
в них милосердие6 к Гавию, которого Веррес в Сицилии мучил:
Били розгами
середи мессинской
площади гражданина римского. Между тем никакого стенания, никакого крику от
бедного сего человека не было слышно, кроме сего: Я — римский гражданин. Он
чаял, что воспоминанием сего гражданства отвратит все удары и отторгнет все
мучения от своего тела. Но чрез сие не токмо не получил себе никакой
помощи, но
еще когда часто призывал в помощь и употреблял имя сего града, сверх того
виселицу приуготовляли несчастливому и оскорбленному сему человеку, который
никогда не видал такой власти. О, сладчайшее имя вольности! О, преизящнейшее
право нашею града! и прочая. 165
И
Улике у Гомера, приводя
Ахиллеса к милосердию, 8 возбуждает в нем гнев против Гектора и
других троян, чго
смотри в § 114. 166
§ 123
а Рит. рук. 1747 любочестие. б
Соч. /759 сожаление, в Соч. /759 к жалости.
|
К утолению страстей
служат еще сверх вышепоказанного (§
99) следующие два правила: 1) каждая страсть имеет себе противную, то для
утоления оныя сию возбудить должно, и так противное от противного уничтожится;
таким образом, печаль утолить можно возбуждением радости, любовь —
возбуждением ненависти и прочая, 2) каждую страсть можно представить
силлогизмом
и потом одну или и обе посылки опровергнуть, например, кто радуется, тот
думает так: Кто такую вещь получил, тот нажил великое добро и посему имеет
причину, чтобы радоваться, но я такую вещь получил, следовательно, имею
великое