многие думают, что они такое
стечение письмен нарочно употребляли. Но примеров, в них
находящихся, предложить
на российском языке нельзя, для того что через перевод письмена весьма иные
выходят и такого стечения в оном предложить не можно.
§
172
В российском языке, как
кажется, частое повторение
писамени а способствовать может к
изображению великолепия, великого пространства, глубины и вышины, также и
внезапного страха; учащение письмен е, и, і, ю—к изображению
нежности, ласкательства, плачевных или
малых вещей; чрез я показать можно приятность, увеселение, нежность и
склонность; чрез о, у, ы — страшные и сильные вещи: гнев, зависть, боязнь и
печаль.
§
173
Из согласных
письмен твердые к,
п, т и мягкие б, г, д имеют произношение тупое и нет
в них ни сладости, ни силы, ежели другие согласные к ним не припряжены, и
потому могут только служить в том, чтобы изобразить живяе действия
тупые, ленивые
и глухой звук имеющие, каков есть стук строящихся городов и домов, от конского
топоту и от
крику некоторых животных. Твердые с, ф, х, и, ч, ш и плавкое р имеют
произношение
звонкое и стремительное, для того могут спомоществовать к лучшему
представлению вещей и действий сильных, великих, громких, страшных и
великолепных. Мягкие ж, з и плавкие в, л, м, и имеют произошение нежное и
потому пристойны к изображению нежных и мягких вещей и действий, 256
равно как и безгласное письмя
і отончением согласных в средине и на конце речений. Чрез сопряжение
согласных твердых, мягких и плавких рождаются склады, к изображению сильных,
великолепных, тупых, страшных, нежных и приятных вещей и действий
пристойные, однако все подробну разбирать как трудно, так и не весьма
16 Ломоносов, т. VII