Хрия разделяется еще на полную и неполную, на порядочную и
непорядочную. Полною называется та, которая все осмь частей имеет; неполная
— которая некоторых частей в себе не имеет. Порядочная хрия называется, когда
в ней части по предписанному порядку расположены, а непорядочная, когда
части не так одна за другой следуют, как выше показано. Сие огьятие и смешение
имеет место только в
середних частях, а первая и последняя оным не подвержены, для того что
приступ и заключение хрии ни в иных местах положены, ни от ней отделены быть
не могут. 3
§
260
Хотя у древних учителей
красноречия о хрии правил не находим, однако немало есть оныя примеров в
их сочинениях
рассуждение, чему
наставление,
чему бог учит, в развращенном сообществе сперва помрачается, потом бывает
совсем презренно.
Противное.
Напротив
того, безобразие пороков, беззаконных людей бесславие, борьба грехами
оскверненной совести, страх от находящей за беззакония казни, во-
первых, несколько
удерживают, и колеблющийся дух иногда к здравому рассуждению отзывают. Однако
помалу нечувствительно обхождение со злыми и примеры пороков сию строгость
умягчают беззакония облекают прекрасную одежду, учат презревать пренебрегать
бесславие, умягчают язвы в совести, размышления о казни или отводят отвергают
или в сомнение приводят, пока сластолюбие победоносные поставит знаки. Тогда
над добродетельми пороки торжествуют, над честно-стию нечестность, над
осторожностию продерзость, ложь над правдою, нечестив над
благочестием, презирание[?]
презорство над уклонностию учтивостию, над благочинием гордость, над
воздержанием
скромностию проторство, над трезвостию пьянство, сластолюбие над
воздержанием, над стыдом бесстудие.
Подобие. В первой неповинности огрок
есть зерцало чистое, одежда белая, цвет неповрежденный, но когда на зеркало
вредный пар повеег. когда к одежде нечистыми руками прикоснешься и когда цвет
повредишь ногтем.
й Рит. рук. 1747 без приступу и без заключения
хрия быть не можеі змеі тп приступ . . . не
могут.