стью не
такою, какою должен
тот, который Риму а дает спо-койство, но в таком уединении
ослабевать принужден, которое подает нужда, а не произволение. Хотя Сципион
и по моему рассуждению получил большую похвалу, однако нет знаков остроумия
его, писанию преданных, ни единого дела, учиненного в праздности, ни в
уединении исполненной должности. Отсюду знать должно, что он, обращая ум и
исследуя те вещи, которые он достигал размышлением, ни празден, ни уединен
не был. Но я, не имея такой крепости разума, 6 чтобы в безмолвном
рассуждении не быть уединенному, все свое старание и труд полагаю на писание
сего учения. И так по опровержении республики написал я больше, нежели тогда,
как она стояла в целости. Но вся в философия, любезный мой
сын, хотя
изобильна и плодоносна, и ни едина часть оныя пуста и невозделанна. однако
нет в ней ничего плодоноснее и изобильнее учения о должности, из которого
произведены бывают постоянного и честного жития правила.
Заключение
а Рит. рук. 1747 городу.
б Рит. рук. 1747 слово разума
отсутствует.
в Рит. рук. 1747
целая; Рит. корр. исправлено на вся.
|
Для того хотя
уповаю, что ты от приятеля нашего
Кра-типпа, верховного из философов нынешнего времени, по вся дни сие слышишь
и перенимаешь, однако же полезно быть рассуждаю, чтобы твой слух со всех
сторон такими словами наполнялся и, ежели можно, не внимал бы ничего другого.
Сие хотя все делать должны, которые в честное житие вступить желают, однако
не знаю, не больше ли надлежит тебе, нежели прочим, ибо от тебя ожидают, что
будешь ты подражать немало моему рачению, много моей чести и несколько, может
быть, моей славе. Сверх сего принял ты на себя нелегкое бремя, Афины и
Кратиппа, к которым ты как для купления честных наук поехал, затем весьма
скаредно есть совсем праздну от ни .