другой нарочно, но что нарочно
есть для другого, то без намерения быть не может, а где намерение есть, тут
должно быть и намеряющееся. Кто сие отрицать хочет, тот пусть покажет
движение без движущегося, 3 радость без радующегося, болезнь без
болящего. Намерение есть свойство разума, для того сие намеряющееся должно
быть разумно. Но всякое разумное намерение без действия есть мертво, тщетно
и бесполезно, а действие без действующего быть не
может. Следовательно, ежели
в чем одна часть для другой бытие свое имеет, то сие произведено от существа
разумного. 6
Пример
Сие утверждается многими и
всегда пред нами находящимися в примерами. Видя на корабле
расправленные и ветром напряженные и по произволению приличными к тому орудиями
движимые парусы, корабль, малым кормилом в плавании управляемый, кто сказать
может, чтобы толь полезные парусы с приличными к движению их орудиями и толь
нужное кормило не по намерению и не хитростию разумного существа для движения и
управления корабля устроены были.
Вторая посылка
а Рит. рук. 1747
зачеркнуто свет без светящего, шум без
шумящего 6 Рит. рук. 1747 зачеркнуто Пример. Сие утверждается
повседневными
примерами явствует из повседневного примера искусством, ибо : Смотря на
парус, на корабле расправленный, ветром надутый надменный напряженный и
вервьми и движимый , по произволению кормилом движимый корабль, быстро
бежащий по воде, кто может усу-мниться подумать помыслить, чтобы парус
ненарочно и без намерения разумного существа сам на корабле утвердился и
расправился для принятия ветра и для движения корабля? в
Соч. 1759 обращающимися.
|
Но посмотрим на чудную
громаду сего видимого света и на
его части: не везде ли видим мы взаимный союз вещей, в пользу друг другу бытие
свое имеющих? Возвышение гор и