нием
своим, поразить молнией
покрывающий небеса тучами. Кто мещет гром? тот есть: безбожники, вострепещите.
436
§ 272
а
Рит. рук. 1747 Кто громом вселенную колеблет
вместо Кто мещет гром.
6
Рит. рук. 1747 другая с вместо другая посылка с и зачеркнуто такими же
прибавлениями.
в
Рит. рук. 1747 ѵтвердить.
|
В разделительных
силлогизмах равным образом полагается,
как и в других, прежде всего первая посылка и к ней присовокупляется
парафрастическое истолкование, либо доказательство или распространение из мест
риторических обоих частей оныя посылки; потом следует другая посылка
с6
риторическими изъяснениями, украшениями или
доказательствами; наконец, заключением
окончевается, соединенным с движением или утолением страсти, к материи
приличной; например: ежели кто хочет кого ободрить к терпеливости в
трудах, тот может свое слово
расположить по сему разделительному силлогизму: Или покоиться и быть лишенну
похвалы, или похвалу приобретать и быть лишенну покоя. Но в покое быть без
похвалы худо. Для того лучше приобретать похвалу трудами. В первой посылке
можно описать
сладость покоя и радость, от похвалы происходящую, и, утвердив обе стороны
доказательствами, присовокупить к тому двоякое желание с фигурою сомнением (§
230). Во второй посылке описать можно' бесславного человека в лености и
небрежении и
изъяснить в оную подобием, что ленивый человек в бесчестном покое
сходен с неподвижною болотною водою, которая, кроме смраду и презренных
гадин, ничего не производит; в заключении показать, коль легки и сносны
труды бывают похвалы ищущим, и возбудить любовь к похвале и надежду к
получению оныя.