добным образом человікъ есть род, а воинъ, судья, крестья-нинъ
суть виды и различаются на верхние и
нижние. Верхние виды могут быть сами
родами и заключать в себе-низшие виды, например: судья в рассуждении человека
есть вид,
а в рассуждении Якова, Федора, Ивана и прочих имен есть род, ибо судья
может быть Иван, Яков, Федор, которые суть виды и называются имена
собственные,
а прочие вышние виды и роды: птица, орелъ, человікъ, купецъ— суть имена
нарицательные.
§ 49
Собрание многих видов вместе
часто представляется уму нашему в одном понятии и имеет для того одно
нарицательное имя, которое собирательным
называется. Таковы, суть полкъ, соборъ, лЬсъ, стадо.
§ 50
Воображение вещей приводит в ум
наш купно их качества. Вещи к качествам не присоединены необходимо, качества
без вещи самой быть не могут. Итак, имена, значащие вещь самую, называются
существительные, например, огоньг вода, значащие качество
именуются прилагательныег великой, светлой, быстрая, чистая.
§ 51
Как все вещи от начала в малом
количестве начинаются и потом присовокуплениями возрастают, так и слово
человеческое,
по мере известных человеку понятий, в начале было тесно ограничено и однеми
простыми речениями довольствовалось, но с приращением понятий и само помалу
умножилось, что происходило произвождением
и сложением.
Произвождение состоит в наращении складов, 84 например: от
имени гора
произошли
имена горница,
гористъ, горной; от рука—рукавица, руковядка, ручка, ручной. Сло—