§ 64
Глаголы изображают деяния, в
которых прежде всех представляется время, натурою натрое разделенное, то есть
на настоящее, на прошедшее и на будущее, ибо человек, сообщая свои мысли
другому, изъявляет, что
есть ныне, например: читаю; или что было прежде: читалъ; или что впредь
будет: прочитаю. Всех сих времен знаменование
должно быть во всяком языке довольно. Меньшее число недостаток, большее
избыток причиняет.
§ 65
Недостаток чувствителен в
еврейском языке, который настоящего времени не имеет, и причастие служит ему
вместо оного. Прочие два времени не разделяются на разные степени, как во
многих европейских языках.
§ 66
Избыток оных в некоторых языках
весьма знатен, ибо греческие глаголы до девяти времен простираются: 1)
настоящее, 2) прошедшее
несовершенное, 3) будущее первое, 4) будущее второе, 5) неопределенное
первое, 6) неопределенное второе, 7) прошедшее совершенное, 8)
давнопрошедшее,
9) вскоре будущее. Латинский язык пятью временами доволен; российский —
десять имеет, как ниже сего окажется.
§ 67
Когда один другому мысли свои
сообщает, возбуждает в нем понятие о третием, о ком или о чем он
мыслит. Отсюда
происходят в глаголах три лица: первое — сообщающее, второе — которому первое
сообщает, третие—. о чем сообщает: пишу, пишешь, пишетъ.