lomonosov-ps07

 

М.В.ЛОМОНОСОВ ТОМ 7 ТРУДЫ ПО ФИЛОЛОГИИ

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
М.В.ЛОМОНОСОВ
ТОМ 7
ТРУДЫ ПО ФИЛОЛОГИИ
стр. 768


саженными к нам с Запада канонами силлабического стихотворства, в равной мере чуждыми как традициям древнерусской поэзии, так и свойствам русского языка. Отказавшись „запирать" русский стих в определенное число слогов, возведя чередование ударных и неудар­ных слогов в основную норму, которой должна быть подчинена стихо­творная речь, т. е. другими словами, обратив в первичные признаки стиха те, которые для Тредиаковского были только вторичными, введя в оборот, кроме двухсложной стопы, и трехсложную, признав одинако­вые права за ямбом, хореем, анапестом и дактилем, узаконив „мужские" и дактилические рифмы наравне с „женскими" и допустив, наконец, возможность варьировать длину стиха в пределах от двух до шести стоп, — Ломоносов определил тем самым основы классической системы русского стихосложения, которая в главнейших своих чертах остается незыблемой до наших дней.

Несмотря на резкие возражения Тредиаковского и на „ругательную эпиграмму" Сумарокова, которыми была встречена провозглашенная в Письме Ломоносова коренная реформа русского стиха, — победа, и притом скорая и полная, осталась за Ломоносовым. Тредиаковскому пришлось сдать свои силлабические позиции, а Сумароков не только принял все теоретические положения Ломоносова, но стал вместе с ним ревностным их проводником на практике. Собственно этой-то поэтиче­ской практикой Ломоносова и Сумарокова и была обусловлена победа ломоносовской системы. Письмо же Ломоносова, опубликованное лишь тринадцать лет спустя после его смерти, а при жизни его известное только очень немногим, не могло оказать непосредственно 'сколько-нибудь широкого воздействия на его современников.

Тем не менее оно чрезвычайно важно как документ, бесспорно доказывающий приоритет Ломоносова.

Так. оценивал его и сам Ломоносов. Когда в 1750 г. Тредиаковский в „Предуведомлении" к своему переводу Барклеевой Аргениды назвал себя творцом „самого основания" тонического стихосложения, а о Ломо­носове и об его Письме 1739 г. упомянул лишь вскользь, причем заявил, будто это Письмо было адресовано лично ему, Тредиаковскому (не­опубликованный текст этого „Предуведомления" с собственноручными поправками Тредиаковского см. Архив АН СССР, разр. II, оп. 1, № 77), то Ломоносов горячо восстал против неверных утверждений Тредиаков­ского и особенно упорно напоминал о том, что адресатом его Письма было Российское, собрание: это придавало Письму характер официаль­ной заявки (ср. Куник, стр. XLII—XLIV). Десять лет спустя в памфлете против Сумарокова Ломоносов снова вспоминает о своем фрейбергском Письме и о том, как Сумароков, ополчившись сперва против ломоносов­ских „правил", сделался затем их последователем (Пекарский, II,

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Состоялась премьера фильма об Уфе в годы войны
Вчера в уфимском к/т «Родина» прошла премьера документального фильма «Уфа – город-герой труда». В 5 новеллах, из которых состоит картина, создатели фильма показали зрителям жизнь в тылу во время Великой Отечественной войны.
В Якутии начались сводные репетиции церемонии открытия Ысыаха
Сводные репетиции церемонии открытия национального праздника Ысыах начались в Якутии. В данный момент в Олекминск уже прибыла заключительная группа участников культурной программы из Якутска, среди которых есть артисты Театра олонхо, сообщает пресс-служба Министерства культуры республики.
Сериал «Тайны Смолвиля» получит анимационное продолжение
Премьера сериала «Тайны Смолвиля» состоялась в 2001 году. С тех пор было снято десять сезонов, куда вошли 217 эпизодов. Уэллинг исполнял роль молодого Супермена (Кларка Кента).
Снятый на iPhone фильм об Эрмитаже попал в три номинации на «Каннских львах»
Проект представлен в категориях "Онлайн-фильм", "Вирусный фильм" и "Культура и контекст".
Безруков рассказал о своей роли в фильме «Нюрнберг»
На "Мосфильме" закончились съемки фильма Николая Лебедева "Нюрнберг", где одну из главных ролей играет Сергей Безруков. Но съемки в мосфильмовском павильоне - только часть масштабной работы над картиной. Ранее был отснят материал в Чехии, впереди работа в Германии и Бельгии.
Российскую певицу несколько часов допрашивали на границе с Украиной из-за Крыма
Круглова рассказала, что было неприятно стоять два часа на украинской границе. Однако ее отпустили после того, как пограничники не услышали для себя нужного ответа. После такого инцидента девушка и слышать не хочет о поездках на Украину.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика