lomonosov-ps07

 

М.В.ЛОМОНОСОВ ТОМ 7 ТРУДЫ ПО ФИЛОЛОГИИ

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
М.В.ЛОМОНОСОВ
ТОМ 7
ТРУДЫ ПО ФИЛОЛОГИИ
стр. 768


саженными к нам с Запада канонами силлабического стихотворства, в равной мере чуждыми как традициям древнерусской поэзии, так и свойствам русского языка. Отказавшись „запирать" русский стих в определенное число слогов, возведя чередование ударных и неудар­ных слогов в основную норму, которой должна быть подчинена стихо­творная речь, т. е. другими словами, обратив в первичные признаки стиха те, которые для Тредиаковского были только вторичными, введя в оборот, кроме двухсложной стопы, и трехсложную, признав одинако­вые права за ямбом, хореем, анапестом и дактилем, узаконив „мужские" и дактилические рифмы наравне с „женскими" и допустив, наконец, возможность варьировать длину стиха в пределах от двух до шести стоп, — Ломоносов определил тем самым основы классической системы русского стихосложения, которая в главнейших своих чертах остается незыблемой до наших дней.

Несмотря на резкие возражения Тредиаковского и на „ругательную эпиграмму" Сумарокова, которыми была встречена провозглашенная в Письме Ломоносова коренная реформа русского стиха, — победа, и притом скорая и полная, осталась за Ломоносовым. Тредиаковскому пришлось сдать свои силлабические позиции, а Сумароков не только принял все теоретические положения Ломоносова, но стал вместе с ним ревностным их проводником на практике. Собственно этой-то поэтиче­ской практикой Ломоносова и Сумарокова и была обусловлена победа ломоносовской системы. Письмо же Ломоносова, опубликованное лишь тринадцать лет спустя после его смерти, а при жизни его известное только очень немногим, не могло оказать непосредственно 'сколько-нибудь широкого воздействия на его современников.

Тем не менее оно чрезвычайно важно как документ, бесспорно доказывающий приоритет Ломоносова.

Так. оценивал его и сам Ломоносов. Когда в 1750 г. Тредиаковский в „Предуведомлении" к своему переводу Барклеевой Аргениды назвал себя творцом „самого основания" тонического стихосложения, а о Ломо­носове и об его Письме 1739 г. упомянул лишь вскользь, причем заявил, будто это Письмо было адресовано лично ему, Тредиаковскому (не­опубликованный текст этого „Предуведомления" с собственноручными поправками Тредиаковского см. Архив АН СССР, разр. II, оп. 1, № 77), то Ломоносов горячо восстал против неверных утверждений Тредиаков­ского и особенно упорно напоминал о том, что адресатом его Письма было Российское, собрание: это придавало Письму характер официаль­ной заявки (ср. Куник, стр. XLII—XLIV). Десять лет спустя в памфлете против Сумарокова Ломоносов снова вспоминает о своем фрейбергском Письме и о том, как Сумароков, ополчившись сперва против ломоносов­ских „правил", сделался затем их последователем (Пекарский, II,

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Открытие Года театра состоится 13 декабря в Ярославле
13 декабря в Ярославле стартует Год театра в России. К этому событию приурочен целый ряд мероприятий, среди которых выставка театральных раритетов. Часть экспонатов предоставляет Музей имени Бахрушина.
Оригинал-макет дебютного альбома группы «Кино» выставят на торги
Оригинал-макет дебютного альбома "45" рок-группы "Кино", предназначавшийся для тиражирования на бобинных магнитофонах, будет выставлен на торги 13 декабря, стартовая цена составила от 280 тыс. до 300 тыс. рублей. Соответствующая информация размещена на сайте аукционного фонда "Литфонд".
Объявлены соискатели премии Гильдии киноактёров США
Лидером по числу номинаций стал фильм "Звезда родилась". Картина участвует в четырёх номинациях, а исполнители главных ролей Леди Гага и Брэдли Купер будут бороться за звание лучшей актрисы и актёра.
«Венера и Адонис» Тициана могут покинуть ГМИИ им. А.С. Пушкина
Картина Тициана "Венера и Адонис", скорее всего, не пополнит собрание Музея изобразительных искусств имени Пушкина. Несмотря на прежние договоренности, владелец шедевра итальянской живописи отказался продавать полотно музею.
Фильм о Нюрнбергском процессе снимет команда «Собибора»
Продюсер новой исторической киноленты Нюрнберг Эльмира Айнулова рассказала, что съемками фильма о суде над нацистскими лидерами займется команда, которая создала картину Собибор. Айнулова также подчеркнула важность нового исторического фильма.
Режиссер «Доктора Стрэнджа» снимет продолжение фильма
Режиссер супергеройского фильма "Доктор Стрэндж" Скотт Дерриксон вернется к работе над сиквелом картины.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика