lomonosov-ps07

 

М.В.ЛОМОНОСОВ ТОМ 7 ТРУДЫ ПО ФИЛОЛОГИИ

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
М.В.ЛОМОНОСОВ
ТОМ 7
ТРУДЫ ПО ФИЛОЛОГИИ
стр. 768


саженными к нам с Запада канонами силлабического стихотворства, в равной мере чуждыми как традициям древнерусской поэзии, так и свойствам русского языка. Отказавшись „запирать" русский стих в определенное число слогов, возведя чередование ударных и неудар­ных слогов в основную норму, которой должна быть подчинена стихо­творная речь, т. е. другими словами, обратив в первичные признаки стиха те, которые для Тредиаковского были только вторичными, введя в оборот, кроме двухсложной стопы, и трехсложную, признав одинако­вые права за ямбом, хореем, анапестом и дактилем, узаконив „мужские" и дактилические рифмы наравне с „женскими" и допустив, наконец, возможность варьировать длину стиха в пределах от двух до шести стоп, — Ломоносов определил тем самым основы классической системы русского стихосложения, которая в главнейших своих чертах остается незыблемой до наших дней.

Несмотря на резкие возражения Тредиаковского и на „ругательную эпиграмму" Сумарокова, которыми была встречена провозглашенная в Письме Ломоносова коренная реформа русского стиха, — победа, и притом скорая и полная, осталась за Ломоносовым. Тредиаковскому пришлось сдать свои силлабические позиции, а Сумароков не только принял все теоретические положения Ломоносова, но стал вместе с ним ревностным их проводником на практике. Собственно этой-то поэтиче­ской практикой Ломоносова и Сумарокова и была обусловлена победа ломоносовской системы. Письмо же Ломоносова, опубликованное лишь тринадцать лет спустя после его смерти, а при жизни его известное только очень немногим, не могло оказать непосредственно 'сколько-нибудь широкого воздействия на его современников.

Тем не менее оно чрезвычайно важно как документ, бесспорно доказывающий приоритет Ломоносова.

Так. оценивал его и сам Ломоносов. Когда в 1750 г. Тредиаковский в „Предуведомлении" к своему переводу Барклеевой Аргениды назвал себя творцом „самого основания" тонического стихосложения, а о Ломо­носове и об его Письме 1739 г. упомянул лишь вскользь, причем заявил, будто это Письмо было адресовано лично ему, Тредиаковскому (не­опубликованный текст этого „Предуведомления" с собственноручными поправками Тредиаковского см. Архив АН СССР, разр. II, оп. 1, № 77), то Ломоносов горячо восстал против неверных утверждений Тредиаков­ского и особенно упорно напоминал о том, что адресатом его Письма было Российское, собрание: это придавало Письму характер официаль­ной заявки (ср. Куник, стр. XLII—XLIV). Десять лет спустя в памфлете против Сумарокова Ломоносов снова вспоминает о своем фрейбергском Письме и о том, как Сумароков, ополчившись сперва против ломоносов­ских „правил", сделался затем их последователем (Пекарский, II,

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
«Нелюбовь» получила приз Организации аудиомонтажеров и шумовиков
Во время 65-й церемонии вручения премии «Золотая катушка» Организация аудиомонтажеров и шумовиков (MPSE) отметила номинированные на «Оскар» фильмы «Бегущий по лезвию 2049» (эффекты и шумовое оформление) и «Дюнкерк» (музыка).
Часослов короля Франциска Первого выставят на аукционе в Лондоне
В Лондоне на аукционе в ближайшее время будет выставлен часослов короля Франциска Первого, украшенный драгоценными камнями.
Создатель триллера «Прочь» Джордан Пил рассказал о своём новом проекте
Создатель фильма в жанре триллер «Прочь» Джордан Пил рассказал о намерениях приступить к работе по созданию очередного похожего триллера для компании Universal Pictures.
Финальное голосование по премии «Оскар» стартовало в США
Академия кинематографических искусств и наук начала финальное голосование по номинантам премии «Оскар».
Дженнифер Лоуренс посвятит год борьбе с коррупцией
На презентации картины «Красный воробей» актриса поделилась планами на будущее, заявив, что ближайшие 12 месяцев будет работать с некоммерческой организацией Represent.Us, которая занимается борьбой с коррупцией с 2012 года.
Оператор «Бегущего по лезвию 2049» получил главный приз ASC Awards
Главный приз премии Американского общества кинооператоров (ASC Awards) получил Роджер Дикинс за свою работу над фильмом «Бегущий по лезвию 2049», он был одним из пяти претендентов на получение данной награды, об этом 19 февраля сообщил портал Slash Films.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика