О том же говорит и
Тредиаковский в своей позднейшей статье О древнем, среднем и новом
стихотворении российском („Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению
служащие", июнь 1755 г. , стр. 521).
36 оды, которую Боало
Депро на сдачу Намура сочинил
— Намюр, главный город одной из провинций Бельгии, был осажден в мае 1692
г. армией
Людовика XIV и 30 июня того же года капитулировал. Цитируя оду
Буало, посвященную
этому событию, Ломоносов, вероятно, совершенно сознательно задевал
Тредиаковского:
Ода на сдачу города Гданска (1734 г. ), которую Тредиаковский выдавал за
оригинальную,
была в сущности
переводом оды
Буало. Цитированные Ломоносовым
стихи Буало были переданы
Тредиаковский так:
Кое трезвое мне
пианство Слове
дает к славной причине? Чистов Парнасса убранство, Музы! не вас ли вижу
ныне?
(В. Тредиаковский.
Ода торжественная о сдаче города Гданска. СПб. , 1734)
"
Белеет, будто снег, лицом.
— Этот стих принадлежит Ломоносову так же, как и все последующие
приводимые им стихотворные примеры.
18 Неправильными и вольными
стихами. . . пиррихия положить. —Здесь Ломоносов опять
полемизирует с Тредиаковский, для которого основным мерилом
„правильности" стиха было количество слогов': стихи, содержащие нечетное
число слогов (девять, семь, пять), он признавал „правильными", а
содержащие четное число слогов (восемь, шесть, четыре) — „неправильными"
(Новый и краткий способ, стр. 70—81). Ломоносов намекает в этом случае
также и на цитированное выше „правило I" Тредиаковского, допускавшее
замену ямбической или хореической стопы пиррихием (там же, стр. 7).
18 Долженствует ли она .
. . прочитать не может. — Намек на Тредиаковского, который считал
обязательной цезуру после седьмого слога и мотивировал это тем, что „мера духа
человеческого требует того" и что „на седьмом слоге несколько надлежит
отдохнуть" (Новый и краткий способ, правила II и III, стр. 8—9).
20 Чистые ямбические стихи . . . великолепие и
высоту умножают —
Это положение Ломоносов выдвигает в противовес Тредиаковскому, кото-
рый относился отрицательно к ямбическому стиху: „тот стих . . . весьма
худ, который весь иамбы составляют или большая часть оных" (Новый
и краткий способ, правило I, стр. 7).
21 Причины
тому никакой не вижу
. . . употреблять можно было? —
Опять прямая полемика с Тредиаковским, который, допуская только