134
§ 97.
Слушайте. . . старики слушали. — Плутарх, Изречения царей и
полководцев, Август, 12.
135
§
100. Смирна, украшение Азии . . . зефиры провевают. — Элий Аристид.
Письмо по поводу Смирны императорам (Марку Аврелию Антонину и Люцию Аврелию
Коммоду), 512—513.
138 § 100. При сих словах. .
. утолилось. Ср. Юлий
Капитолии. Жизнеописание Максима и Бальбина, 9.
137
§
105. Уже мы, наконец. . . вон
извергнул. — Цицерон. Вторая речь против Катилины, 1—2.
138
§
105. в прекрасном слове. . . великий день, —Иоанн Златоуст. Слово на
св. Пасху (Минь, греч. серия, 59, стлб. 721—724).
139
§
106. Едва не прихожду. . . и прочая. — Е. Fleehier. Oraison f
u-nebre de Turenne prononcee ä Paris le 10 jour de Janvier 1676. Oeuvres
complettes, т. II, р. II. Nismes [Э. Флешье. Надгробное слово
Тюренну, произнесенное в Париже 10 января 1676 г. Полное собрание
сочинений, т.
II, Ним], 1782, стр. 73-74.
140
§
106. Но лучшие сего . . . новогородского. — Этот зачеркнутый
Ломоносовым текст, публикуемый впервые и остававшийся до сих пор незамеченным,
интересен как единственный дошедший до нас отзыв Ломоносова об ораторском
даровании Феофана Прокоповича.
Достойно
внимания, что такое же мнение о последнем и притом почти в то же самое время
высказал и А. П. Сумароков, тогда еще приятель и единомышленник
Ломоносова. В
рукописи его Эпистолы п стихотворстве (1748 г. ) читаем следующие стихи:
. .
. Феофан, Последователь сей
пресладка Цицерона И красноречия российского корона. Хоть в чистом слоге он и
часто погрешал, Но красноречия премного показал. Он ритор из числа во всей
Европе главных, Как Мосгейм, Вурдалу, между мужей преславных
И далее:
Разумный Феофан, которого
природа Произвела красой славепского народа, Что в красноречии касалось до
него, . . .
При правке
рукописи, производившейся
по предложению Ломоносова, Сумароков вычеркнул эти стихи (Архив АН СССР, разр.
И, оп. 1, № 132, л. 3—4 и 7), вероятно, по тем же мотивам, по
каким и Ломоносов вычеркнул свой отзыв о Феофане: оба, очевидно, сочли
неуместным хвалить в печати талантливость оратора, который „в чистом слоге
часто погрешал". В печатный текст Эпистолы вычеркнутые Сумароковым стихи
не вошли (ср. стр. 813 настоящего тома).