3-я Пуническая война 149—146 гг. до
н. э. Под
„внутренней" войной Ломоносов разумеет, повидимому, либо так называемую
Союзническую войну 91—88 гг. до н. э. , либо борьбу между Марией и
Суллой 88—82 гг. до н. 8.
418 §
251. Ср. Рит. 1744, § 114.
«9 §
252. Ср. Рит. 1744, § 118.
420 § 254. Ср. Рит. 1744, § 114.
421
§
255. Лакедемоняне, стараясь. . . отвращение имели. —
Плутарх. Древние
обычаи лакедемонян, 30.
422
§
255. Дионисий, тиран. . . нравы его испортил. — Корнелий
Непот. Жизнеописание
Диона, 43.
423
§
256. Добрые нравы оскверняет гордость (Клавдиан). — Клав-диан. О
консульстве Стилихона, II, 160—162. То же, III, 159—161.
421 §
256. Живи, поминая. . . (Персии).
— Персии. Сатиры, V, 153.
425 § 256. Мщение . . ■ (Ювенал). —
Ювенал. Сатиры, XIII, 189—191.
426 § 257. Когда Анаксагору .
. ■ смертен родился. — Диоген Лаэрт-ский. Жизнеописания
знаменитых философов, II, 3 (Анаксагор), 13.
427 § 261. Приступ. По моему
мнению. . . нечаянному и новому. — Цицерон. Тускуланские беседы, V, lS71b—
bT.
428 § 262. Приступ. Публий
Сципион ■ . ■ самого себя оставить. —
Цицерон. Об обязанностях, III, 1—6.
429 § 263. Вступление. Ежели
мы. . . оных поставить. — Цицерон. Тускуланские беседы, I, 71—75, 94—
95.
430 § 264. Приступ. Из
древних
философов . . . при себе имеет!
— Автором этого образца хрии является Ломоносов, развивший следующее сообщение
Цицерона (Парадоксы, I, 8): „Я часто буду хвалить того
мудреца Бианта, который, кажется, считается в числе семи: когда враги взяли
его родину, Приену, и прочие жители бежали, унося с собой многое из своего
имущества, он, в ответ на чей-то совет поступить так же, сказал: «Я так и
поступаю: все свое несу с собой»".
432§ 268. Я
знак бессмертия
сеое воздвигнул . . . —
Гораций. Оды, III, 30.
433§ 269. Хвалите
господа, всея
земли языки, . . . — переложение
псалма 116 в прижизненные собрания стихотворений Ломоносова не пошло.
434
§
270. в следующей оде. — Эта ода, написанная, по
сообщению Ломоносова, в 1743 г. и вошедшая затем в оба прижизненные
собрания сочинений Ломоносова под заглавием „Вечернее размышление о божием
величестве при случае великого северного сияния", была впервые
опубликована
в Риторике. Ломоносов придавал этой первой ее
публикации большое значение, считая, что она закрепляет его приоритет в
вопросе о природе северных сияний: „Ода моя о северном сиянии, — писал
он
|
431 О расположении по силлогизму. — Ср. Рит. 1744, §
119.