lomonosov-ps07

 

М.В.ЛОМОНОСОВ ТОМ 7 ТРУДЫ ПО ФИЛОЛОГИИ

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
М.В.ЛОМОНОСОВ
ТОМ 7
ТРУДЫ ПО ФИЛОЛОГИИ
стр. 887


(1765—1840 гг. ), не знаем, кто его переплел, и — что досаднее всего-— не знаем, кто расположил грамматические записи Ломоносова в том порядке, в каком мы видим их теперь в нашем фолианте.

Этот последний вопрос чрезвычайно важен и для выяснения исто­рии публикуемых текстов и с чисто археографической точки зрения: в зависимости от того или иного его решения решается и вопрос о том, следует ли публиковать тексты в том порядке, в каком они найдены, или в каком-нибудь другом.

Порядок листов в фолианте не случаен. В этом порядке наблю­дается некоторая, правда, далеко не строгая, но чрезвычайно свое­образная последовательность двоякого рода: логическая и хронологи­ческая.

С одной стороны, этот порядок согласуется в общих чертах, но только именно в самых общих чертах с планом Грамматики. Сперва идут записи, посвященные главным образом вопросам орфоэпии и отчасти графики. Затем начинают преобладать заметки об именах существи­тельных, прилагательных и числительных. Потом их сменяют глаголы, далее — „вспомогательные или служебные части слова". Однако после того опять выступают на первое место имена существительные и при­лагательные.

С другой стороны, внутри этих логических групп можно усмотреть местами некоторую, но опять-таки только приблизительную хроноло­гическую последовательность. Сначала идут одно за другим непосред­ственные, отрывочные, иногда до крайности разнородные, необобщенные наблюдения. Они записаны чаще всего в форме примеров, еще никак не истолкованных („къ боярину гбоярину", „съ шумомъ шшумомъ", „человѣкъ люди", „дай воды" и т. п. ). Это — исходный, сырой мате­риал. Листы с такими примерами зачастую пестрят всевозможными условными значками: крестиками, кружками, косыми черточками, крюч­ками и т. п. Эти значки являются следами первого просмотра собран­ного материала: они отражают предварительный его анализ, искание сходных примеров, первые попытки наметить их группировку. Затем появляются типичнейшие для Ломоносова нумерованные записи: те же примеры, однако не все, и добавленные к ним новые примеры пишутся один под другим и снабжаются порядковыми номерами. Это — все еще сырой материал, но уже отобранный из накопившегося запаса по при­знаку пригодности к дальнейшей обработке и несколько пополненный. В конце нумерованного списка встречаются иной раз строки, состоя­щие из одних цифр, т. е. из одних порядковых номеров. Такие строки означают, что отобранный для обработки, пронумерованный материал разбит (обыкновенно лишь в некоторой своей части) на тематические группы. Каждой группе соответствует одна цифровая строка. В иных

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Будущие балерины сняли видео в поддержку «Матильды»
В своих видео балерины повторили 32 фуэте – движение классического танца, благодаря которому прославилась героиня фильма Матильда Кшесинская.
Лауреат «Оскара» Люпита Нионго обвинила Вайнштейна в домогательствах
Напомним, голливудского продюсера обвинили в сексуальных домогательствах уже более 40 женщин.
Тысячу гостей пригласили в Петербурге на премьеру «Матильды»
Фильм покажут 23 октября в Мариинском театре. На премьеру фильма "Матильда" режиссера Алексея Учителя пригласили около тысячи человек.
Новой ведущей «Дома-2» станет популярная певица
Елена Темникова пополнит ряды ведущих телепроекта "Дом-2" на ТНТ, рассказал изданию Super продюсер шоу Алексей Михайловский.
«Матильда» откроет Неделю российского кино в Париже
Учащиеся балетных училищ — Академии Русского балета имени Вагановой и Пермского государственного хореографического училища — записали ролики в поддержку фильма Алексея Учителя «Матильда».
Жерар Депардье рассказал, как он чуть не избил Харви Вайнштейна
Французский артист Жерар Депардье рассказал о том, как чуть не избил голливудского продюсера Харви Вайнштейна в 90-е годы прошлого века, заподозрив его в нечестности.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика