само господствующее делами
человеческими счастие ни малей-шаго жребия. Правда, победителям разум
удивляется, но великодушных любит сердце наше. Таков был Великий наш
защитник.
Отлагал гнев Свой купно со оружием и не токмо из неприятелей никто живота
лишен не был, как только против Его ополченный, но и безприкладная честь им
показана. Скажите, Шведские военачальники, под Полтавою плененные, что вы
тогда помышляли, когда, ожидая связания, препоясаны были поднятыми против
нас мечами своими; ожидая посаждения в темницы, посаждены были за столом
Победительским; ожидая посмеяния, поздравлены были нашими учителями? Коль
великодушнаго Победителя вы имели!67
Великодушию сродно
и часто сопряженно есть
правосудие. Первое звание поставленных от Бога на земли обладателей есть
управляти мир в преподобии и правде, награждать заслуги, наказывать
преступления. Хотя военныя дела и великия другия упражнения, а особливо
прекращение веку68 много препятствовали Великому Государю
установить во всем непременные и ясные законы, однако, сколько на то трудов
Его положено, несомненно удостоверяют многие указы, уставы и
регламенты, которых
составление многочисленные для отдохновения, многочисленные ночи сна Его
лишили. Докончать и принести к совершенству судил Бог подобной таковому
Родителю Дщери в безмятежное и благословенное Ея владение.
Но хотя ясными и
порядочными
законами не утверждено было до совершенства, однако в сердце Его написано было
правосудие. Хотя не все в книгах содержалось, но делом совершалось. При
всем том милость на суде хвалилась в самых тех случаях, когда многим Его делам
препятствующия злодеяния к строгости принуждали. Из многих примеров один
Докажет. Простив многих знатных особ за
тяжкия преступления, объявил Свою сердечную радость приятием их столу Своему и
пушечною пальбою. 69 Не отягощает Его казнь стрелецкая. 70
Представьте себе и помыслите, что ему ревность к правде, что сожаление о
подданных, что своя опасность
в сердце говорила: «Пролита