В «Разговоре с
Анакреонтом»
Ломоносов с не допускающей разных толкований отчетливостью
определяет свою поэтическую позицию: он заявляет себя убежденным сторонником
героической, т. е. , по сути дела, гражданской тематики. Поэзия была в
глазах Ломоносова такой боевой силой, которую в современных ему условиях
нельзя было растрачивать на «сладкие слова» о «нежности сердечной», а надо
было подчинять насущным нуждам русской культуры и государственности. Самой
важной из этих нужд Ломоносов признавал просвещение, и притом просвещение не
для немногих, а всенародное. Но такой демократизации просвещения не только
не сочувствовали, а прямо противились феодальные круги и их
приспешники. Понимание
Ломоносовым своей поэтической задачи имело, таким образом, непосредственную
связь с социальной борьбой его времени: боролась едва нарождавшаяся
демократическая культура с входившей в силу, но уже обреченной культурой
феодального дворянства.
Истинной и главной героиней своих
стихов Ломоносов
прямо называет свою «возлюбленную мать» — Россию. Родина и ее величие в
историческом прошлом, в настоящем и более всего в будущем — таков организующий
центр его поэзии. Из этого центра исходит все то, что Пушкин называет
«любимыми идеями» Ломоносова.
Со времен создания
«Повести
временных лет» и «Слова о полку Игореве» вплоть до середины XVIII в. никто из
наших писателей не потратил столько поэтических усилий на борьбу за подъем
русского
национального самосознания, сколько потратил Ломоносов. Никто не находил
таких «гремящих» слов и таких исполинских, поистине потрясающих образов, какие
вырастали из-под пера Ломоносова, когда он заговаривал в стихах о великих
просторах своего отечества и об изобилии разнообразнейших
возможностей, которые
таятся в недрах родной земли и в населяющем ее народе. Никто из поэтов не
призывал с такой настойчивостью к преодолению роковой отсталости тогдашней
России, отсталости культурной, технической и эко-54 Ломоносов, т. VIII