|
М.В.ЛОМОНОСОВ
ТОМ 8 ПОЭЗИЯ, ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА, НАДПИСИ
стр. 856
кафтанье. Подав хорошие
примеры новых стихов, надел на последователей своих узду великого примера, и
никто доселе отшатнуться от него недерзнул». 1 В «Письме о правилах
российского стихотворства» Ломоносов еще за границей в 1739 г. разработал
новую систему русского силлабо-тонического стихосложения, дал первые
полноценные образцы применения этой системы 2 и всей своей
последующей поэтической практикой установил твердую стихотворческую
традицию, которой
подчинились все современные ему поэты и на основе которой последующие поколения
создали «исключительную по богатству, гибкости и музыкальности» 3
систему форм русского стиха. Стихи Ломоносова были для его современников
откровением в полном смысле этого слова. По его стихам русские люди впервые
узнали, как разнообразно выразителен, как звучен и певуч может быть их язык:
«сие толь долго пренебреженное счастие»4 открыл и подарил народу
Ломоносов.
1 А. Н. Радищев, Полное
собрание сочинений, т. I, стр. 352.
2 Т. VII наст, изд. , стр. 7—18, 781—789.
3 Ср. : Тредиаковский.
Стихотворения, Вводная статья, стр. 105—
106.
4 Т. VII наст, изд. , стр. 13.
5 А. Марлинский, Полное собрание
сочинений, ч. XI, СПб, 1840, стр.
195.
|
Работа Ломоносова
над стихами была одновременно и работой над формированием и совершенствованием
русского литературного языка. Именно здесь, за поэтическим
верстаком, Ломоносов
чаще всего и усерднее всего очищал и обогащал этот язык, ковал и закалял
его, испытывал
его гибкость, чеканил, обтачивал и шлифовал. А так как в XVIII—XIX
вв. поэзия
Ломоносова была несравнимо более известна, чем его проза, то она оказала и
неизмеримо большее влияние на развитие русского литературного языка. Стихи
Ломоносова и его «Российская грамматика» были теми двумя рычагами, которыми
он, по выражению А. А. Бестужева-Марлинского, «целым веком двинул вперед
словесность нашу». 5 Одним иностранным иссле
|
|