ситься к этому вопросу
равнодушно. Ему было, конечно, известно, что Швеция, несмотря на
понесенное ею поражение, требует возвращения завоеванных Петром Выборга и
Кексгольма и что французская дипломатия, стремясь ослабить Россию и оттеснить
ее на восток, добивается
удовлетворения этих требований. Прав поэтому Державин, когда приводит
некоторые строфы публикуемой оды как пример «гневного вдохновения» (Сочинения
Державина, [СПб. ], 1872, т. VII, стр. 524): нигде, пожалуй,
публицистическая лирика Ломоносова не звучит так искренно, как в этих
строфах. Поэт, дав волю
избытку чувств, пренебрег им же установленной мерой объема: количество строф в
оде превысило обычную для Ломоносова норму ровно вдвое.
Ода была напечатана только через
девять лет после того, как была написана. Опубликовать ее
ко дню торжества помешала, очевидно, напряженная академическая
обстановка. Выпущенная
в 1748 г. «Риторика» Ломоносова
познакомила читателей лишь с отдельными фрагментами
оды, правда, многочисленными
(см. т. VII наст, изд. , стр. 123—124, 153, 210, 224, 238, 240, 258,
271, 283 и 285, 286). Обилие ссылок на нее в «Риторике» говорит о том, что
Ломоносов относил данную оду к числу наиболее сильных своих
произведений.
1 См. т. VII наст, изд. , стр. 210 и
258. —Брегами Ботнийских вод Ломоносов называет берега Ботнического
залива, которые
в то время еще все целиком принадлежали Швеции.
2 11—27 стихи являются
как бы
программными: Ломоносов определяет в них стиль своей «парящей» лирики, ее
«высокий тон», не допускающий «спустить свой в долы взор», ее стремление
подражать звуку «гремящих арф» и ее преемственную связь с античной поэзией (ср.
т. X наст. изд. . письмо 35 с теми же, как здесь, ссылками на Гомера и
Овидия).
3 См. т. VII наст, изд. , стр. 285.
4 Ветхий деньми —
библейская
парафраза; так в некоторых ветхозаветных книгах именовался бог. Ветхозаветным
образам и интонациям отведено в этой оде значительное место.
6 Ломоносов говорит в
данном случае о современном ему
новом поколении русских людей, которое сложилось в тяжелые времена
бироновщины.
6 Имеется в виду библейское сказание о всемирном
потопе, по
окончании которого на тучах появилась радуга в знак того, что второго потопа
не будет.
7 Влиянный — влитый.
8 См. т. VII наст, изд. , стр. 238, 240.
9 Готфска —шведского.
10 Намек на то, что шведы наступали с
запада, т. е. в
направлении,
обратном движению Солнца.