lomonosov-ps08

 

М.В.ЛОМОНОСОВ ТОМ 8 ПОЭЗИЯ, ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА, НАДПИСИ

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
М.В.ЛОМОНОСОВ
ТОМ 8
ПОЭЗИЯ, ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА, НАДПИСИ
стр. 899


ситься к этому вопросу равнодушно. Ему было, конечно, известно, что Швеция, несмотря на понесенное ею поражение, требует возвращения завоеванных Петром Выборга и Кексгольма и что французская диплома­тия, стремясь ослабить Россию и оттеснить ее на восток, добивается удовлетворения этих требований. Прав поэтому Державин, когда приводит некоторые строфы публикуемой оды как пример «гневного вдохновения» (Сочинения Державина, [СПб. ], 1872, т. VII, стр. 524): нигде, пожалуй, публицистическая лирика Ломоносова не звучит так искренно, как в этих строфах. Поэт, дав волю избытку чувств, пренебрег им же установленной мерой объема: количество строф в оде превысило обычную для Ломоносова норму ровно вдвое.

Ода была напечатана только через девять лет после того, как была написана. Опубликовать ее ко дню торжества помешала, очевидно, напря­женная академическая обстановка. Выпущенная в 1748 г. «Риторика» Ломоносова познакомила читателей лишь с отдельными фрагментами оды, правда, многочисленными (см. т. VII наст, изд. , стр. 123—124, 153, 210, 224, 238, 240, 258, 271, 283 и 285, 286). Обилие ссылок на нее в «Рито­рике» говорит о том, что Ломоносов относил данную оду к числу наиболее сильных своих произведений.

1 См. т. VII наст, изд. , стр. 210 и 258. —Брегами Ботнийских вод Ломоносов называет берега Ботнического залива, которые в то время еще все целиком принадлежали Швеции.

2 11—27 стихи являются как бы программными: Ломоносов определяет в них стиль своей «парящей» лирики, ее «высокий тон», не допускающий «спустить свой в долы взор», ее стремление подражать звуку «гремящих арф» и ее преемственную связь с античной поэзией (ср. т. X наст. изд. . письмо 35 с теми же, как здесь, ссылками на Гомера и Овидия).

3 См. т. VII наст, изд. , стр. 285.

4 Ветхий деньми — библейская парафраза; так в некоторых ветхозавет­ных книгах именовался бог. Ветхозаветным образам и интонациям отведено в этой оде значительное место.

6 Ломоносов говорит в данном случае о современном ему новом поко­лении русских людей, которое сложилось в тяжелые времена бироновщины.

6 Имеется в виду библейское сказание о всемирном потопе, по оконча­нии которого на тучах появилась радуга в знак того, что второго потопа не будет.

7 Влиянный — влитый.

8 См. т. VII наст, изд. , стр. 238, 240.

9 Готфска —шведского.

10 Намек на то, что шведы наступали с запада, т. е. в направлении,
обратном движению Солнца.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Центральный дом художника собираются объединить с Новой Третьяковкой
Согласно концепции реконструкции здания Третьяковской галереи на Крымском валу, Центральный дом художника и Новая Третьяковка станут единым пространством.
Художник по костюмам «Ленфильма» умерла на 80-м году жизни
Художник по костюмам киностудии «Ленфильм» Галина Деева, работавшая над созданием десятков картин, ушла из жизни в возрасте 79 лет.
Фильм «ЛЁД» показывает один из лучших стартов среди российских картин
За первые четыре дня картина заработала более 465,8 миллионов рублей и вошла в ТОП-5 лучших первых уикендов российского кино, показав четвертый результат.
В Пхенчхане состоялся показ фильма «Лёд»
Фильм-сказка «Лёд» вышел в прокат в День всех влюбленных 14 февраля и сразу же установил рекорд.
В Театре мюзикла состоялся предпремьерный показ спектакля «Реверс»
Пластический спектакль "Реверс" Московского театра мюзикла, предпремьерный показ которого прошел во вторник вечером, потряс первых зрителей - критиков и профессионалов театральной и цирковой сферы, передает корреспондент ТАСС.
Клейменов объяснил замену ведущей «Первого канала» Екатерины Андреевой
Замена ведущего программы «Время» для вещания на центральную часть России не связана с предстоящими 18 марта выборами президента.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика