lomonosov-ps08

 

М.В.ЛОМОНОСОВ ТОМ 8 ПОЭЗИЯ, ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА, НАДПИСИ

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
М.В.ЛОМОНОСОВ
ТОМ 8
ПОЭЗИЯ, ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА, НАДПИСИ
стр. 899


ситься к этому вопросу равнодушно. Ему было, конечно, известно, что Швеция, несмотря на понесенное ею поражение, требует возвращения завоеванных Петром Выборга и Кексгольма и что французская диплома­тия, стремясь ослабить Россию и оттеснить ее на восток, добивается удовлетворения этих требований. Прав поэтому Державин, когда приводит некоторые строфы публикуемой оды как пример «гневного вдохновения» (Сочинения Державина, [СПб. ], 1872, т. VII, стр. 524): нигде, пожалуй, публицистическая лирика Ломоносова не звучит так искренно, как в этих строфах. Поэт, дав волю избытку чувств, пренебрег им же установленной мерой объема: количество строф в оде превысило обычную для Ломоносова норму ровно вдвое.

Ода была напечатана только через девять лет после того, как была написана. Опубликовать ее ко дню торжества помешала, очевидно, напря­женная академическая обстановка. Выпущенная в 1748 г. «Риторика» Ломоносова познакомила читателей лишь с отдельными фрагментами оды, правда, многочисленными (см. т. VII наст, изд. , стр. 123—124, 153, 210, 224, 238, 240, 258, 271, 283 и 285, 286). Обилие ссылок на нее в «Рито­рике» говорит о том, что Ломоносов относил данную оду к числу наиболее сильных своих произведений.

1 См. т. VII наст, изд. , стр. 210 и 258. —Брегами Ботнийских вод Ломоносов называет берега Ботнического залива, которые в то время еще все целиком принадлежали Швеции.

2 11—27 стихи являются как бы программными: Ломоносов определяет в них стиль своей «парящей» лирики, ее «высокий тон», не допускающий «спустить свой в долы взор», ее стремление подражать звуку «гремящих арф» и ее преемственную связь с античной поэзией (ср. т. X наст. изд. . письмо 35 с теми же, как здесь, ссылками на Гомера и Овидия).

3 См. т. VII наст, изд. , стр. 285.

4 Ветхий деньми — библейская парафраза; так в некоторых ветхозавет­ных книгах именовался бог. Ветхозаветным образам и интонациям отведено в этой оде значительное место.

6 Ломоносов говорит в данном случае о современном ему новом поко­лении русских людей, которое сложилось в тяжелые времена бироновщины.

6 Имеется в виду библейское сказание о всемирном потопе, по оконча­нии которого на тучах появилась радуга в знак того, что второго потопа не будет.

7 Влиянный — влитый.

8 См. т. VII наст, изд. , стр. 238, 240.

9 Готфска —шведского.

10 Намек на то, что шведы наступали с запада, т. е. в направлении,
обратном движению Солнца.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Фильм Звягинцева «Нелюбовь» получил приз жюри Каннского кинофестиваля
Представлявшая Россию "Нелюбовь" Андрея Звягинцева получила приз жюри. В числе лауреатов - режиссер София Коппола, актриса Дайана Крюгер и многие другие. "Газета.Ru" о том, какие фильмы показали в этом году на самом престижном кинофестивале мира и как проходило награждение.
Прогноз по стартовым сборам «Пиратов Карибского моря 5» скорректирован
Прогнозы по стартовым сборам фильма "Пираты Карибского моря 5: Мертвецы не рассказывают сказки" в Северной Америке скорректированы в сторону уменьшения.
«Нелюбовь» Звягинцева покажут в кинотеатрах
Редкий случай: сразу после мировой премьеры отечественный фильм из конкурса фестиваля класса «А» выходит в прокат. Уже с 1 июня в кино можно посмотреть «Нелюбовь», картину Андрея Звягинцева, единственный русский фильм в официальном конкурсе Канн этого года.
Юные музыканты из девяти стран выступят в Кремле 28 мая
Пятый Международный музыкальный детский фестиваль «Мелодика поколений» состоится 28 мая в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца. Дети из девяти стран выступят в сопровождении Президентского оркестра России. Мероприятие приурочено ко Дню защиты детей.
Супруга Виталия Кличко рассказала о домашних концертах мужа
Супруга Виталия Кличко рассказала журналистам о концертах, которые ей дома закатывает муж. Оказалось, что мэр Киева не только хороший боксёр и политик, а ещё и «домашний» певец, который любит играть на гитаре.
Стивен Спилберг и Том Хэнкс снимут фильм об утечке секретов Пентагона
Картина прославленного режиссера под рабочим названием The Post расскажет о роли The Washington Post в крупнейшем политическом скандале, разразившемся в США в 1971 году. Том Хэнкс сыграет редактора The Washington Post Бена Брэдли, а Мэрил Стрип - издателя газеты Кэтрин Грэм.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика