чести от мстительных
противников многознаменательны в устах Ломоносова, который, став жертвой
мести своих противников, находился в то время под следствием и ждал сурового
суда,
8 Швеция, ведя мирные
переговоры,
была занята одновременно и военными приготовлениями. Вопрос о возобновлении
военных действий обсуждался и в русских правительственных сферах
(Соловьев, кн.
V, стлб. 221—222).
9 Т. е. в Петербурге, которому угрожали шведы.
10 См. т. VII наст, изд. , стр. 286.
11 В последних шести
стихах 9-й
строфы и в первых четырех стихах
строфы 10 содержится намек на начинавшуюся турецко-персидскую войну,
ареной которой должна была стать Месопотамия. В петербургских диплома-
тических кругах чрезвычайно внимательно следили за деятельностью пер-
сидского завоевателя Надир-шаха и знали, очевидно, что в декабре 1742 г.
он подтвердил обещание напасть на Турцию. В мае 1743 г. он направил свои
передовые отряды к берегам Титра, входившим тогда в Багдадскую область
Турецкой империи, а 5 июня двинулись туда же и главные' силы Надир"-
шаха (Mirsa
Mohammed Mahadi, Chan Masanderani. Geschichte des Nadir
Schack, Kaisers von Persien. Aus dem Persischen ins Französische übersetzt
von
W. Jones. Nach der französischen Ausgabe ins Deutsche
übersetzt. Greifswald
[Мирза
Могаммед Магади, хан мазандеранский. История Надир-шаха, импе-
ратора Персии. С персидского на французский язык /переведено В. Джон-
сом. С французского издания переведено на немецкий язык. Грейфсвальд],
1773, стр. 360, 362—363). Намек Ломоносова означал, что Россия может
не тревожиться в данное время за безопасность своих южных границ,
а Швеции не приходится рассчитывать на помощь своей союзницы, Турции
и что вся военная мощь России может быть, следовательно, в случае надоб-
ности пущена в ход для усмирения «врагов сварливых» т. е. Швеции.
12 См. т. VII наст, изд. , стр. 270.
13 Стихи 3—6 строфы
13, где
Ломоносов с обычной для его од гипер-
боличностью воспевает Петра I как создателя новой России, получили свое-
образное истолкование в раскольнической литературе XIX в, где видели
в этих стихах доказательство, того, что Петр был антихристом («Чтения
в Обществе истории и древностей российских», 1863, кн. I, отд. «Смесь»,
стр. 60—61).
29
Печатается по
тексту последнего
прижизненного издания (Соч. 1757, стр. 22—25) с указанием в сносках
вариантов:
1) по первому изданию 1744 г. ,
обозначаемому сокращенно Три оды; 2) по Рук. 1751, лл. 8—9.