поэтов искуснее, а
чисто
теоретический вопрос о том, обязательно ли в данном случае применение ямба.
Кому-то из трех авторов, вероятнее
всего, Сумарокову,
занимавшему в то время хоть и невысокую, но довольно видную
должность, дававшую
доступ в придворные сферы, удалось заинтересовать этим теоретическим вопросом
такую особу, как генерал-прокурор кн. Н. Ю. Трубецкой, который 24 декабря
1743 г. предложил Академии наук напечатать все три конкурирующие оды
отдельным изданием (ААН, ф. 3, оп. 1, № 512, л. 404). Тре-диаковский
предпослал им обширное предисловие, где подробно изложил суть спора и все
обстоятельства, предшествовавшие состязанию. Далее был напечатан
церковно-славянский текст псалма 143, а вслед за ним три стихотворных его
переложения. Тредиаковский назвал в предисловии имена всех трех авторов, но
умолчал о том, «который из них которую оду сочинил. Знающие их свойства и
дух, — добавлял Тредиаковский, — тотчас узнают сами, которая ода через
которого сложена».
Он указывал
также, что
«выбрали себе на сие псалом 143» Ломоносов и Сумароков. Едва ли мы
ошибемся, если
скажем, что данный псалом был выбран, вероятно, не Сумароковым, а
Ломоносовым.
1743 год был, как известно, годом острого конфликта Ломоносова с
профессорами-иностранцами. 28 мая он, по их жалобе (см. примечания к
стихотворению 28), был арестован и до начала следующего года оставался под
стражей. При этих условиях тема псалма 143, где идет речь об избавлении «из
руки сынов чуждих», была, разумеется, весьма созвучна тогдашнему настроению
Ломоносова и открывала ему возможность излить свои собственные чувства.
На титульном
листе «Трех од
парафрастических» значится 1744 год, но, судя по репорту фактора Типографии А.
С. Барсова, печатание книги было завершено в последних числах декабря 1743 г.
(ААН, ф. 3, оп. 1, № 80, л. 388).
Для того чтобы
судить о том, как
справились три поэта со стоявшей перед ними задачей, ниже приводятся тексты
Сумарокова
и Тредиаковского.
Текст Сумарокова ОДА ПЕРВАЯ ИАМБИЧЕСКАЯ
1
Благословен творец вселенны,
Которым днесь я ополчен I
Се руки ныне вознесенны.
И
дух к победе устремлен:
Вся
мысль к Тебе надежду
правит; ѵ
Твоя рука меня прославит.