lomonosov-ps08

 

М.В.ЛОМОНОСОВ ТОМ 8 ПОЭЗИЯ, ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА, НАДПИСИ

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
М.В.ЛОМОНОСОВ
ТОМ 8
ПОЭЗИЯ, ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА, НАДПИСИ
стр. 911


Ломоносовское переложение псалма 143 было ближе к библейскому под­линнику, чем переложения Сумарокова и Тредиаковского; нет сомнения, что он превзошел их и в смысле «жара и изображений» (термины Тредиаков­ского), т. е. в смысле эмоциональности и образности.

Нам неизвестно, как высказались читатели по волновавшему поэтов теоретическому вопросу. Известно лишь, что он долго еще потом призна­вался спорным, о чем свидетельствует новое поэтическое состязание Ломо­носова и Сумарокова, состоявшееся в 1759—1760 гг. (стихотворение 241 и примечания к нему). Что касается самого Ломоносова, то он довольно скоро отошел от того взгляда, который отстаивал в 1743 г. : в «Риторику», выпущенную в свет в 1748 г. , он включил переложение псалма 14, написан­ное хореями.

Данная «парафрастическая ода» была, насколько известно, первым опы­том Ломоносова в этой области, положившим начало целой серии переложе­ний библейских текстов (см. стихотворения 128, 129, 151, 170—174), которая составила один из самых ценных вкладов Ломоносова в сокровищ­ницу русской лирической поэзии.

1 Здесь, как и в других поэтических произведениях Ломоносова (стихо­творения 149, 174, 213, 232), слово «рог» употреблено в том переносном, символическом значении, какое придала ему Библия. Это значение восходит к древнейшим мифологическим представлениям евреев, относящимся к той, еще добиблейской эпохе, когда олицетворением верховного божества был у них бык. С той поры на долгие времена вплоть до первых веков христиан. ства рог как атрибут божества стал обычным литературным символом цар­ственного величия и грозной силы. Для поэтической стилистики Ломоносова характерно, что, пользуясь в известных случаях библейской лексикой, он сохраняет и соответствующую фразеологию; так, слово «рог» встречается у него, как и в Библии, всегда в устойчивом сочетании с глаголами двух вполне определенных семантических рядов: либо вознести, воздвигнуть, воз­высить, поднять, возрастить, либо сотреть, т. е. стереть, сокрушить, сломать уничтожить.

 

30

Печатается по тексту последнего прижизненного издания (Соч. 1757, стр. 32—33) с указанием в сносках вариантов по Рук. 1751. Местонахождение рукописи неизвестно. Впервые напечатано—Соч. 1751, стр. 41—43.

Датируется предположительно 1743 г. по тесной связи с «Вечерним размышлением о божием величестве» (стихотворение 31), которое, по сви­детельству самого Ломоносова, написано в 1743 г. (т. III наст, изд. , стр. 123;

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Шурик и не только: 80 лет назад родился Александр Демьяненко
80 лет назад, 30 мая 1937 года, в Свердловске родился Александр Демьяненко. После окончания ГИТИСа, в 1961 году, актёр перебрался в Ленинград. Затем Демьяненко заметил режиссёр Леонид Гайдай.
Ростовчанин стал финалистом шоу «Открытый микрофон» на ТНТ
В ближайшее время узнаем - удастся ли жителю донской столицы стать новым постоянным резидентом шоу. Напомним, «Открытый микрофон» это юмористический проект, участники которого борются за попадание в основной состав комиков передачи Stand Up на ТНТ.
Дирижер Гергиев назван самым высокооплачиваемым деятелем культуры РФ
На официальном сайте Министерства культуры РФ появилась информация о том, что дирижер Мариинского театра Валерий Гергиев является самым высокооплачиваемым деятелем культуры в стране. Его среднемесячный доход составляет более 12 млн рублей согласно поданным документам.
Адвокат Учителя пожаловался спикеру Госдумы Володину на Поклонскую
Представитель кинорежиссера Алексея Учителя - адвокат Константин Добрынин - направил письмо спикеру Госдумы Вячеславу Володину с просьбой лично проконтролировать проверку в отношении депутата Натальи Поклонской.
Режиссер Звягинцев назвал приятным бонусом приз жюри в Каннах
Фаворитом фестиваля на протяжении едва ли не всего двухнедельного киномарафона называли драму российского режиссера Андрея Звягинцева «Нелюбовь» — о непростом разводе молодой пары. Звягинцев уже четвертый раз участвует в фестивале и пока еще не уезжал из Канн без приза.
Во Франции торжественно завершился 70-й Каннский кинофестиваль
О специальном призе 70-го юбилейного фестиваля, придуманного специально для Кидман, объявила еще одна очень красивая женщина — ведущая церемонии Моника Белуччи. Кидман в зале отсутствовала, за нее награду получал Уилл Смит. Выбор «Золотой пальмовой ветви» удивил многих.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика