Ломоносовское переложение
псалма 143 было ближе к библейскому подлиннику, чем переложения Сумарокова и
Тредиаковского; нет сомнения, что он превзошел их и в смысле «жара и
изображений» (термины Тредиаковского), т. е. в смысле эмоциональности и
образности.
Нам неизвестно, как высказались
читатели по
волновавшему поэтов теоретическому вопросу. Известно лишь, что он долго еще
потом признавался спорным, о
чем свидетельствует новое поэтическое состязание Ломоносова и
Сумарокова, состоявшееся
в 1759—1760 гг. (стихотворение 241 и примечания к нему). Что касается самого
Ломоносова, то он довольно скоро отошел от того взгляда, который отстаивал в
1743 г. : в «Риторику», выпущенную в свет в 1748 г. , он включил переложение
псалма 14, написанное хореями.
Данная «парафрастическая ода»
была, насколько известно,
первым опытом Ломоносова в этой области, положившим начало целой серии
переложений библейских текстов (см. стихотворения 128, 129, 151, 170—174),
которая составила один из самых ценных вкладов Ломоносова в сокровищницу
русской лирической поэзии.
1 Здесь, как и в других поэтических
произведениях Ломоносова (стихотворения 149, 174, 213, 232), слово «рог»
употреблено в том переносном, символическом значении, какое придала ему
Библия. Это значение восходит к древнейшим мифологическим представлениям
евреев, относящимся к той, еще добиблейской эпохе, когда олицетворением
верховного божества был у них бык. С той поры на долгие времена вплоть до
первых веков христиан. ства рог как атрибут божества стал обычным литературным
символом царственного величия и грозной силы. Для поэтической стилистики
Ломоносова характерно, что, пользуясь в известных случаях библейской лексикой,
он сохраняет и соответствующую фразеологию; так, слово «рог» встречается у
него, как и в Библии, всегда в устойчивом сочетании с глаголами двух вполне
определенных семантических рядов: либо
вознести, воздвигнуть, возвысить, поднять,
возрастить, либо сотреть, т. е. стереть, сокрушить, сломать уничтожить.
30
Печатается
по тексту последнего прижизненного издания (Соч. 1757, стр. 32—33) с
указанием в сносках вариантов по Рук. 1751. Местонахождение рукописи
неизвестно. Впервые напечатано—Соч. 1751, стр. 41—43.
Датируется
предположительно
1743 г. по тесной связи с «Вечерним размышлением о божием величестве»
(стихотворение 31), которое, по свидетельству самого Ломоносова, написано в
1743 г. (т. III наст, изд. , стр. 123;