щий собой всех здешних
пастухов", слишком явно
напоминал бывшего пастуха лемёшевского стада» (Васильчиков, I, стр. 142):
Разумовский в детстве был у себя на родине пастухом.
11 В этом и следующих
стихах
говорится о жене К. Г. Разумовского
Екатерине Ивановне, урожденной Нарышкиной, родственнице императрицы
Елизаветы. Разумовский женился на ней в 1746 году.
12 У К. Г. и
Е. И. Разумовских
было много детей; старшие дочь и сын
родились до назначения его гетманом.
160
Печатается по
собственноручному
подлиннику (ААН, ф. 3, оп. 1, № 142, л. 184 об. ).
Впервые
напечатано —Акад. изд. , т. I, стр. 211.
Датируется
предположительно 30 июня 1750 г. , когда Академическая канцелярия определила
передать русский перевод проекта иллюминации для проверки Ломоносову и когда
проверенный им проект был отослан в Канцелярию главной артиллерии и
фортификации.
Промемория Канцелярии главной
артиллерии и фортификации
о составлении проекта иллюминации ко дню именин императрицы Елизаветы, 5
сентября
1750 г. , поступила в Академическую канцелярию 8 июня того же года и была в
тот же день рассмотрена последней, причем составление проекта было поручено Я.
Я. Штелину, которого известили об этом тогда же (ААН, ф. 3, оп. 1 , №
142, лл. 179—181). Проект
Штелина, согласно определению Академической канцелярии от 30 того же
июня, был
в тот же день переведен на русский язык В. И. Лебедевым и передан для
проверки Ломоносову, который немедленно его выправил. В этот же
день, очевидно,
были написаны Ломоносовым и публикуемые стихи, которые того же 30 июня были
отправлены вместе с проектом в Канцелярию главной артиллерии и фортификации
(там же, л. 188). Они являются переводом немецких стихов
Штелина, отчего, вероятно,
Ломоносов и не поместил их ни в Соч. 1751 г. , НИ в Соч. 1757 г.
1 Основным элементом иллюминационного «строения»
были на
этот раз «молодые пальмовые деревья как знаки возобновленных мирных времен».
2 Имеется в виду
мир, водворившийся
в Европе после Ахейского трактата 1748 г. , заключение которого было ускорено
военным вмешательством России.
3 Проект
иллюминации предусматривал аллегорическое
изображение Европы, которая украшает «цветами и венцами» имя императрицы
Елизаветы.