«Демофонта» было отдано только в
сентябре 1752 г. , т. е. примерно через
девять месяцев после того, как Ломоносов окончил свою работу над трагедией
(ААН, ф. 3,
оп. 1, № 963, л. 66). По определению Академической
канцелярии, трагедия набиралась и печаталась в срочном порядке, «день и ночь»,
причем тираж был установлен необычный, двойной — 1300 экз. (там же, №
463, л. 513).
О
постановке трагедии сведений нет. По сообщению А. Т. Болотова, Г. Г. Орлов
еще в 1758 г. , т. е. задолго до своего
возвышения, предполагал поставить «Демофонта» на домашней сцене, но спектакль
был отменен по неизвестной причине (Болотов, стлб. 879—880). В «Драматическом
словаре» 1787 г. отмечалось, что трагедия
«Демофонт» не ставилась в театрах «не иначе, как за
трудности для актеров» (стр. 44—45).
В «Летописи русского
театра», составленной актером И. Носовым
по материалам знаменитого «Нестора русского театра» И. А. Дмитревского, есть
известие, что 1 и 4 февраля 1759 г. итальянскими актерами была
исполнена в Петербурге опера «Демофонт». Автором либретто назван
Д. Бонекки, а
автором музыки — П. А. Монсиньи (Хроника русского театра Носова. М.
, 1883, стр. 142—143). Многое в этом известии
сомнительно (ср. «Известия Отделения Русского языка и
словесности», 1912, кн. 3—4, стр. 133—139), и в новейших трудах по истории
русского театра, основанных на проверенных документальных материалах, оно не
нашло подтверждения (В. Всеволодский-Гернгросс. Библиографический и
хронологический указатель материалов по истории театра в России в XVII и XVIII
вв. В сб. Историко-театральной
секции, т. I, Пгр. , 1918, стр. 1—71; R. Aloys
Mooser. Operas, intermezzos,
ballets, cantates,
oratoros joues en Russie durant le XVIII siede. Geneve
[P. A. Моозер.
Оперы, интермеццо, балеты, кантаты, оратории, поставленные в России в
течение XVIII века. Женева], 1945). Интересно, однако же, что список
действующих лиц
упомянутой Носовым оперы почти полностью совпадает со списком действующих лиц
ломоносовской трагедии: в опере, как и в трагедии, участвуют
Мемнон, Драмет, Креуза и вестник, которых не знают античные мифы. Таким
образом, если бы сообщение Носова оказалось все же достоверным, то пришлось
бы признать, что подвизавшийся в Петербурге итальянский
либреттист Бонекки воспользовался трагедией Ломоносова для сочинения своего
текста.
В основу сюжета трагедии положены
греческие мифы. Миф
о Филлиде и Демофонте обработан в трагедии римского поэта Пакувия
«Илиона», сохранившейся
только в отрывках; в этой трагедии участвует дочь Приама Илиона, не известная
ни Гомеру, ни классической греческой трагедии. Гибель Деифила является
единственным эпизодом, заимствованным Ломоносовым у Пакувия.
Миф о Полимнесторе и Илионе мог быть
знаком Ломоносову
и в варианте Гигина (Mythographi Latini
С. Jul. Hygini Fabulae.
Planciades