lomonosov-ps08

 

М.В.ЛОМОНОСОВ ТОМ 8 ПОЭЗИЯ, ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА, НАДПИСИ

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
М.В.ЛОМОНОСОВ
ТОМ 8
ПОЭЗИЯ, ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА, НАДПИСИ
стр. 994


«Демофонта» было отдано только в сентябре 1752 г. , т. е. примерно через девять месяцев после того, как Ломоносов окончил свою работу над траге­дией (ААН, ф. 3, оп. 1, № 963, л. 66). По определению Академической канцелярии, трагедия набиралась и печаталась в срочном порядке, «день и ночь», причем тираж был установлен необычный, двойной — 1300 экз. (там же, № 463, л. 513).

О постановке трагедии сведений нет. По сообщению А. Т. Болотова, Г. Г. Орлов еще в 1758 г. , т. е. задолго до своего возвышения, предполагал поставить «Демофонта» на домашней сцене, но спектакль был отменен по неизвестной причине (Болотов, стлб. 879—880). В «Драматическом сло­варе» 1787 г. отмечалось, что трагедия «Демофонт» не ставилась в театрах «не иначе, как за трудности для актеров» (стр. 44—45).

В «Летописи русского театра», составленной актером И. Носовым по материалам знаменитого «Нестора русского театра» И. А. Дмитревского, есть известие, что 1 и 4 февраля 1759 г. итальянскими актерами была исполнена в Петербурге опера «Демофонт». Автором либретто назван Д. Бонекки, а автором музыки — П. А. Монсиньи (Хроника русского театра Носова. М. , 1883, стр. 142—143). Многое в этом известии сомнительно (ср. «Известия Отделения Русского языка и словесности», 1912, кн. 3—4, стр. 133—139), и в новейших трудах по истории русского театра, основан­ных на проверенных документальных материалах, оно не нашло подтвержде­ния (В. Всеволодский-Гернгросс. Библиографический и хронологический указатель материалов по истории театра в России в XVII и XVIII вв. В сб. Историко-театральной секции, т. I, Пгр. , 1918, стр. 1—71; R. Aloys Mooser. Operas, intermezzos, ballets, cantates, oratoros joues en Russie durant le XVIII siede. Geneve [P. A. Моозер. Оперы, интермеццо, балеты, кантаты, оратории, поставленные в России в течение XVIII века. Женева], 1945). Интересно, однако же, что список действующих лиц упомянутой Носовым оперы почти полностью совпадает со списком действующих лиц ломоносов­ской трагедии: в опере, как и в трагедии, участвуют Мемнон, Драмет, Креуза и вестник, которых не знают античные мифы. Таким образом, если бы сообщение Носова оказалось все же достоверным, то пришлось бы признать, что подвизавшийся в Петербурге итальянский либреттист Бонекки воспользовался трагедией Ломоносова для сочинения своего текста.

В основу сюжета трагедии положены греческие мифы. Миф о Филлиде и Демофонте обработан в трагедии римского поэта Пакувия «Илиона», со­хранившейся только в отрывках; в этой трагедии участвует дочь Приама Илиона, не известная ни Гомеру, ни классической греческой трагедии. Гибель Деифила является единственным эпизодом, заимствованным Ломоносовым у Пакувия.

Миф о Полимнесторе и Илионе мог быть знаком Ломоносову и в ва­рианте Гигина (Mythographi Latini С. Jul. Hygini Fabulae. Planciades

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика