lomonosov-ps08

 

М.В.ЛОМОНОСОВ ТОМ 8 ПОЭЗИЯ, ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА, НАДПИСИ

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
 
М.В.ЛОМОНОСОВ
ТОМ 8
ПОЭЗИЯ, ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА, НАДПИСИ
стр. 1007


ным поводом к сочинению «Письма о пользе стекла» были предстоявшие в Москве деловые хлопоты, а не застольный разговор о пуговицах.

По вышеупомянутому репорту Ломоносова Академическая канцелярия в лице И. Д. Шумахера вынесла 30 декабря 1752 г. резолюцию: напечатать «Письмо» «немедленно» (ААН, ф. 3, оп. 1, № 521, л. 467), однако испол­нение этой резолюции было (очевидно, тем же Шумахером) задержано на целых два месяца: только 27 февраля 1753 г. , когда Ломоносов уехал в Москву хлопотать о пожаловании деревень, было отдано распоряжение о выдаче бумаги для печатания «Письма» (там же, оп. 4, № 137, л. 52 об. ) и лишь к половине марта оно было отпечатано (там же, л. 116 об. ). Таким образом, Ломоносов оказался вынужден передать его Шувалову в рукопис­ном виде, и в таком же виде оно было подано, очевидно, и императрице. Это был один из тех чрезвычайно типичных для'Шумахера мелких подвохов, ко­торыми он не переставал досаждать Ломоносову.

«Письмо о пользе стекла» является, по общему признанию, из ряда вон выходящим произведением поэтического искусства.

Выдающиеся успехи экспериментальной науки, достигнутые в XVII в. , и вызванные ими сдвиги философской мысли получили яркое отражение в западноевропейской художественной литературе как этого, так и следую­щего столетия и дали новое содержание дидактической, или — как стали называть ее позже — научной поэзии. Р. Б. Край весьма обстоятельно осве­щает это явление в своем обзоре английской и французской поэзии XVII— XVIII вв. (Ralph В. Crura. Scientific Thought in Poetry. New-York [Ральф Б. Край. Научная мысль в поэзии. Нью-Йорк], 1931, стр. 40—109). Тоже самое явление наблюдаем мы и в латинской поэзии этого времени. Она еще мало изучена, и названный американский исследователь не уделил ей вни­мания. А между тем дидактические поэмы преимущественно французских,

реже итальянских и еще реже английских авторов, писавших по-латыни и_____________

в некоторых случаях — только по-латыни, занимали довольно большое место в тогдашней литературе. Основоположником или — как его величали — «кня­зем» этой новолатинской поэзии («le prince des poetes latins modernes») при­знавался умерший во второй половине XVI в. итальянский стихотворец М. И. Вида, автор трактата о поэтическом искусстве и популярных в свое время поэм о шахматах и о шелковичных червях. У него было немало по­следователей в Италии и во Франции. ?3ч их избранных произведений печатавшихся в Париже, Риме, Венеции и Лейдене в последней четверти XVII в. и в первой половине XVIII в. , составилось целых три тома кото­рые собрал, снабдил своими примечаниями и издал в 1749 г. в Париже ди-жонский ученый литератор Ф. Уден (Poemata didascalica, nunc vel edita vel collecta, tt. I—ПІ [Поучительные поэмы, ныне впервые либо изданные либо собранные, тт.

I 111]), Тематика этих дидактических поэм до крайности

пестра. Наряду с торжественными стихотворными трактат-*іми на такие ши­

  Предыдущая Начало  
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика