но и люди влиятельные: недаром же
Шувалов посвятил этой
теме целых два (к сожалению, ве найденных) письма на имя Ломоносова (т. X
наст, изд. , письма 28 и 29 и примечания к ним). Что же касается противников
литературных, то ими руководила не одна только
зависть, которая, однако, бесспорно
говорила весьма громко и в них: П. Н. Берков проследил с большой
обстоятельностью,
как в тесном еще тогда кругу лиц, причастных к поэзии, зарождалось и к
началу 50-х годов вполне уже определилось новое течение: оно тяготело к
песенному и элегическому жанрам, требовало от стихов ясности, простоты и
естественности и отвергало торжественное «витийство» и «парение», свойственные
одам Ломоносова (Берков, стр. 103—113). По свидетельству
А. Т. Болотова, любовная
песенная лирика в 1752 г. «получала первое только над молодыми людьми свое
господствие» (Болотов, стлб. 179), а в следующем 1753 г. представители
новой поэтической школы повели уже открытую литературную кампанию против
ломоносовской поэзии. Суть дела заключалась, разумеется, не столько в борьбе
двух поэтических жанров, сколько в стремлении переключить поэтическое
искусство
с больших тем на малые и отвести его от того громогласного вмешательства в
политическую и общественную жизнь, которое было так характерно для боевой музы
Ломоносова. Вождем враждебной ему школы был А. П. Сумароков, но в первой
по7ѵовине 50-х годов он еще не выступал
открыто против недавнего своего соратника а действовал через посредство
группировавшихся вокруг него мелких литераторов выходцев из дворянского круга
Начало кампании было положено насколд ко мы знаем И. П. Елагиным, сочинившим
афишу-пародию где осмеивались драматургия ^Ѵомоно-сова и гиперболичность его
поэтических образов (т. ?С наст, изд. , письмо 35 и примечания к нему * ср
такзке
примечание 8 к стихотворению 21 в наст, томе) гЗ пародии говорилось ме^кду
прочиіѵі что «чрез химиьо тіревраіце ны Пиндаровы лирические стихи собственными
руками сего великого стихотворца» т е Ломоносова в бисер и мусию Упоминание о
бисере и мусии застав л яет думать что пародия б ыла сочинена в ту пору когда
злободнев— ной теіѵюй стол и ч ных разговоров стало предсто я в шее открытие
^^омо н осовыа^ мозаичной и бисерной фабрики т е не ранее марта 1753 г
В письме к Шувалову от 16 октября того же года Ломоносов говорит о появлении
стало быть скорее в
первой
половине года чем во второй Следующим по-
ровке стихотворное
послание
того же Елагина к Сумарокову начинавшееся такв
Ты, которого
природа К
просвещению народа Для стихов произвела. И в прекрасные чертоги.