Если второе стихотворение (204)
метило бесспорно в Елагина, а третье (205) столь же бесспорно —в
В. К. Тредиаковского,
то адресат первого (203) едва ли определим. Из стихов видно только, что и он
принадлежал к числу «завистников» Ломоносова, что произнес на него, по-
видимому,
совсем недавно какую-то «хулу» и что, по оценке Ломоносова, был мелок и
ничтожен, как «муха». В рукописном сборнике Казанского
университета, восходящем,
по-видимому, "-к первой половине 80-х годов XVIII в. , адресатом
публикуемой эпиграммы обозначен Тредиаковский (Каз. , стр. 35). Этому
поверил М. И. Сухомлинов, усмотрев в данном стихотворении «одинаковость
содержания» с эпиграммой «Зубницкому» (стихотворение 229; Акад. изд.
, т. II,
стр. 140—141 втор. паг. ). С мнением М. И. Сухомлинова согласился и Л. Б.
Модзалевский (там же, т. VIII, стр. 91 втор. паг. ). Но ни о какой
«одинаковости содержания» не может быть и речи, и все сходство между двумя
стихотворениями сводится только к тому, что и тут, и там Ломоносов заявляет о
своем пренебрежительном отношении к попыткам врага нанести ему вред. Нам
известен ряд выпадов Ломоносова против Тредиаковского j многие из них до
крайности
резки, однако же ни один из них не дает права предполагать, что Ломоносов
считал Тредиаковского противником мелким и ничтожным. Что касается упомянутой
выше пометы Казанского сборника, то многие из таких помет, как давно уже
установлено, ошибочны и полагаться на них поэтому никак нельзя. В тот же
сборник внесена непосредственно вслед за публикуемым стихотворением
«УѴомоносова
ответная на него эпиграмма озаглавленная так * «Ответ Тред[иаковского] на
Ломоносова]». Вот ее текст, немало, как видно, пострадавший от руки писца'.
Бесстыдный Родомоит, иль
буйвол, слон, иль кит. Гора полна мышей, о вииной бочки винт!
Напрасно ты искал в бреду твоем обуха. Казалось как тебе, жужжит досадно
муха. Ты грузен, знать что, был: не муха то была, Но трудница
медов российских тех —
пчела, Которая, как долг, обима жужжала. Узнаешь,
что она есть не без остра жала.
(Каз. , № 28, стр. 35).
Предпоследний стих так
искалечен писцом, что потерял и смысл, и ритмические признаки стиха, но все
же и по этому неисправному списку можно судить о стиле всего стихотворения в
целом и утверждать, что в нем нет ни одного из тех элементов, какими
характеризуется своеобразный поэтический стиль Тредиаковского. Нельзя не
отметить, кроме того, рифму «кит — винт». Тредиаковский в ранних своих
стихах допускал иногда неточные рифмы (скиптры — митры, сенский —
зверский, сахар
— пахарь и др. ), но