в
произведениях 40—50-х годов
такие рифмы встречаются у него только в исключительно редких случаях (искренним
— выспренным, прозябшу — взявшу). Да и качество их, как видим, не
таково, чтобы
можно было приписать ему рифму «кит — винт». А между тем содержание внесенной
в Казанский сборник контр-эпиграммы свидетельствует о том, что она была
написана несомненно тем самым лицом, кому адресовал свою эпиграмму Ломоносов.
Отсюда ясно, что метил он в этом случае не в Тредиаковского, а в одного из
неизвестных нам и притом малозначительных участников сумароковско-елагинской
литературной группы, принявшего участие в кампании, поднятой против
Ломоносова в 1753 г.
204
Печатается по собственноручному
подлиннику (ААН, ф. 20, оп. 3, № 55, л. 28—28 об. ).
Впервые
напечатано (по Каз. ) —
«Библиографические записки», 1859, № 15, стлб. 455—456.
Датируется
предположительно
промежутком времени с 4 по 11 ноября 1753 г. по тем же основаниям, как и
предыдущее стихотворение.
См. примечания к стихотворению 203.
Публикуемое
стихотворение
написано Ломоносовым на том же листке, что и предыдущее. Оно адресовано И. П.
Елагину и является ответом на его «Сатиру на петиметра и кокеток».
Трудно
согласиться с мнением П.
Н. Беркова, что Ломоносов берет в данном случае под защиту
«петиметерство», которое
для него как для «клиента» Шуваловых и Воронцовых не было будто бы социальным
пороком (Берков, стр. 125). Унизительный термин «клиент», говорящий не
только о материальной, но и о моральной зависимости, не приложим к Ломоносову.
Ломоносов умел, говоря словами Пушкина, «за себя постоять и не дорожил ни
покровительством своих меценатов, ни своим благосостоянием, когда дело шло о
его чести или о торжестве его любимых идей» (Пушкин, Пэлное собрание сочинений,
т. XI. Изд. АН СССР, 1949, стр. 254). Защите петиметров, т. е. пустых
жеманных щеголей, Ломоносов не уделяет в публикуемых стихах ни одного
слова, ни
одного намека. Оно и естественно: вопрос о петиметрах, сколько бы ни было их
тогда в высшем придворно-великосветском кругу, был слишком узким, кастовым
вопросом, чтобы стать темой для Ломоносова, поглощенного разрешением
широчайших задач всенародного просвещения. Перед Ломоносовым были литературные
враги, представители дворянской культуры, которые, как уже говорилось
(стр. 1018),
пытались переключить поэзию с больших общественных тем на малые. В одного из
участников этой литературной группы, в Елагина, Ломоносов и направляет свои
сатирические стрелы. Защищает же он отнюдь