сводит поэт истоки роговой
музыки, полагая, что она совместила в себе эти контрасты. Мысль столь же
простая и сильная, сколь впечатляющая и точная. Мысль —вполне достойная
Ломоносова» (Т. Ливанова. Русская музыкальная культура XVIII в. в ее связях
с литературой, театром и бытом, т. I. М. , 1952, стр. 64).
1 Лица, знакомые с прежними, донарышкинскими
отохничьими рогами, единодушно свидетельствуют о том, что рев их был
«отвратителен» и спугивал дичь. По отзывам тех же лиц, звук рогового
оркестра, организованного Марешем, отличался при всей своей силе удивительной
мягкостью и «необычно приятно ласкал слух» (Hinrichs. Entstehung,
Fortgang und jetzige Beschaffenheit der russischen Jagdmusik, St. Petersburg
[Иоганн-Христиан
Гинрихс. Возникновение, развитие и теперешнее состояние русской охотничьей
музыки. Санктпетербург], 1796, стр. 1, 17, 19; Якоб Штелин. Музыка и
балет в России XVIII в. Л. , 1935, стр. 98—99).
1754
210
Печатается по подлиннику, писанному
писарской рукой, с собственноручными поправками Ломоносова (ААН, ф. 3.
, оп.
1, № 185, лл. 541— 542 об. ), с указанием в сносках вариантов по
Соч. 1757.
Впервые
напечатано:
стихотворная надпись — Соч. 1757, стр. 175— 176; проект иллюминации —
Пекарский, И, стр. 911—912.
Датируется
предположительно
промежутком времени с 21 января 1754 г. (когда Академическая канцелярия
поручила Ломоносову составить проект иллюминации) по 31 января того же года
(когда Ломоносов подал проект иллюминации в Академическую канцелярию).
Промемория
Канцелярии главной
артиллерии и фортификации о составлении проекта иллюминации ко дню коронации
императрицы Елизаветы, 25 апреля 1754 г. , поступила в Академическую
канцелярию 19 января того же года и была в тот же день рассмотрена
последней, причем
составление проекта'было поручено как Ломоносову, так и
Я. Я. Штелину, которых
известили об этом 21 того же января (ААН, ф. 3, оп. 1, № 185, лл. 537—
539).
31 января того же года Ломоносов внес свой проект в Академическую канцелярию
(там же, л. 540), которая препроводила 7 февраля того же года проекты
Ломоносова и Штелина в Канцелярию главной артиллерии и фортификации (там же, л.
550).
Ввиду того, что отчета о
состоявшейся 25 апреля 1754 г.
в Москве иллюминации не отыскано, остается неизвестным, какой из двух
проектов был принят.