1759 г. — Член Академии вашей весьма
справедливо
делает, что воспевает похвалы сему императору. Люди по такой же причине
обязаны петь хвалу богу, ибо непременно надлежит хвалить того, который нас
создал. В сем похвальном слове действительно есть красноречие. Я вижу, что
ваш народ вскоре будет отличать себя науками так же, как оружием, но он
вам, государь
мой, наиболее за оные будет обязан. Я же имею к вам признательность за
получение от вас записок, наставительнейших [т. е. более
поучительных], нежели
слово похвальное. То, что есть одна только похвала, часто служит к
единственному показанию сочинителева разума. Одно наименование заставляет
читателя быть в осторожности; одни истины истории могут заставить рассудок
верить и удивляться. Прекраснейшее слово похвальное Петру . Великому есть, по
моему мнению, дневные его записки» (Письма г. Вольтера к графу Шувалову и
некоторым другим российским вельможам 1757—1773. Переведено с французского
статским советником и кавалером Н. Левицким. М. , 1808, стр. 39—40).
В этом . едком и
высокомерном
отзыве, вежливо-одобрительном только по внешности, заключено зерно
истины. Подобным
же в сущности образом высказались о «Слове похвальном» и некоторые позднейшие
отечественные историки (Е. Ф. Шмурло. Петр Великий в оценке современников и
потомства. «Журнал Министерства народного просвещения», 1911, т. XXXVI, №
12, отд. 2, стр. 211—213).
Мы не
знаем, стал ли известен
Ломоносову положительный отзыв, о «Слове похвальном», опубликованный в 1761 г.
тем самым И. Готшедом, по чьим книгам и статьям Ломоносов изучал когда-
то, еще
в Германии, поэтику и риторику. В своем журнале «Das Neueste aus der
anmuthigen Gelehrsamkeit» («Новейшее из области изящной
учености», 1761. стр. 200—207)
Готшед напечатал немецкий перевод ломоносовского «Слова
похвального», сопроводив
его такими словами: «Теперь уже наши читатели могут сами судить о том, какой
мужественной силой и каким хорошим вкусом обладает этот русский вития».
Ценность «Слова
похвального» не
столько в характеристике Петра I, сколько в отчетливой и полной формулировке
того взгляда на Петра и на его преобразования, который сложился к середине
XVIII в. у самых передовых и самых просвещенных русских деятелей этого
времени, а в том числе и у самого выдающегося из них — Ломоносова. По праву
считая себя прямым продолжателем просветительной работы Петра, Ломоносов был
искренен в своих гиперболических восхвалениях преобразователя. Вот отчего
тяжелые оковы риторической формы не помешали панегиристу подняться — особенно в
конце «Слова» — до подлинно поэтического воодушевления.
1 Торжественная ассамблея
Академии наук, во время которой произнесено было Ломоносовым «Слово
похвальное» Петру I, была приурочена