П. П. Пекарского (местонахождение
неизвестно; варианты
приводятся по Пекарскому, II, стр. 605, прим. 2 и Акад. изд.
, т. II, стр.
161—162 втор, паг. , обозначается сокращенно П), А. М. Княжевича
(местонахождение неизвестно; варианты приводятся по Акад. изд.
, т. II, стр.
161—162 втор, паг. , обозначается сокращенно Кн. ).
Местонахождение подлинника неизвестно.
Впервые
напечатано (по Каз. , с
ошибками и неполно) — «Библиографические
записки», 1859, т. II, № 15, стр.
461—463.
Дошедшие до нас
списки «Гимна
бороде» отличаются друг от друга только большей или меньшей исправностью и не
всюду одинаковой расстановкой строф. Говорить при таких условиях о
существовании различных авторских редакций «Гимна» нет причины. Из всех
известных нам списков существует только один, о котором можно сказать с
твердой уверенностью, что хронологически он весьма близок к неотысканному
подлиннику: это список, найденный в делах Синода; он появился никак не
позднее 6 марта 1757 г. (день подачи Синодом доклада императрице). Совершенно
точно воспроизвел этот список своей рукой академик Г. Ф. Миллер, который
выправил при этом очень старательно и умело многие орфографические погрешности
синодального писца. Список Миллера (М), являющийся, таким образом, во всех
отношениях наиболее надежным и исправным, и выбран поэтому в качестве основного
текста.
Датируется
предположительно
последней третью 1756 г. или первыми двумя месяцами 1757 г. Основанием для
такой датировки служат: 1) возвращение Синодом 16 сентября 1756
г. И. И. Шувалову
русского перевода поэмы А. Попа «Опыт о человеке» с извещением, что Синод не
разрешает печатать этот перевод (ЦГИАЛ, ф. 796, оп. 209, № 205, Протоколы
Синода за 1757 г. , л. 204; см. ниже, стр. 1062) и 2) начальные слова
доклада, поданного Синодом императрице 6 марта 1757 г. : «В недавном времени
проявились в народе пашквильные стихи, надписанные: Гимн бороде» («Чтения в
имп. Обществе истории и древностей
российских», 1865, кн. I, отд. V, стр.
59).
Ни при жизни
Ломоносова, ни в
ближайшие после его смерти десятилетия «Гимн бороде» не печатался и — по
цензурным условиям того времени —не мог быть опубликован. Прямых
документальных доказательств того, что автором этого стихотворения был
Ломоносов, не отыскано. Сам он ни в одном из дошедших до нас документов не
упоминает ни разу ни о «Гимне бороде», ни о тех последствиях, какие имело для
него появление этого стихотворения. Если же Синод в упомянутом выше докладе и
говорит, что во время «свидания и разговора» с синодальными членами Ломоносов,
«сверх всякого чаяния, сам себя тому пашквилному сочинению автором
оказал», то
в основу такого утверждения Синода положено не признание Ломоносова, а лишь
умозаключение синодальных членов, построен