lomonosov-ps08

 

М.В.ЛОМОНОСОВ ТОМ 8 ПОЭЗИЯ, ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА, НАДПИСИ

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
М.В.ЛОМОНОСОВ
ТОМ 8
ПОЭЗИЯ, ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА, НАДПИСИ
стр. 1063


ное в свою очередь только на косвенных уликах. Улики эти, однако же, настолько серьезны, что едва ли можно не согласиться со сделанным из них выводом. Члены Синода — гласит их доклад — сказали Ломоносову, «что оный пашквиль, как из слогу признавательно, не от простого, а от какого-нибудь школьного человека, а чуть и не от него ль самого [т. е. от Ломоносова] произошел». Если верить тому же докладу, Ломоносов и не признал, и не отверг предъявленного ему обвинения, а «исперва начал оный пашквиль шпински [т. е. издевательским образом] защищать», затем же «таковые ругательства и укоризны на всех духовных за бороды их произ­носил, каковых от доброго и сущего христианина надеяться отнюдь не­возможно» (там же, стр. 60). Если бы Ломоносов не был автором «Гимна бороде», он, само собой разумеется, заявил бы о том Синоду. При этих условиях приобретают значение и такие дополнительные, сами по себе менее веские доказательства его авторства, как показания ряда рукопис­ных сборников XVIII в. , где сочинителем «Гимна» назван Ломоносов. Таким образом, сомневаться в том, что «Гимн бороде» написан Ломоносо­вым, вряд ли возможно.

Ясна и та историческая обстановка, которая вызвала его сатирическое выступление. С конца 40-х годов XVIII в. стало все отчетливее прояв­ляться стремление Синода распространить сферу своего «цензурного дей-ствования» на научную, научно-популярную и художественную литературу. Особенно строго начало преследоваться с этого времени все, «трактующее о множестве миров, о коперниковской системе и склонное к натурализму», т. е. к материалистическому миропониманию (Ал. Котович. Духовная цен­зура в России (1799—1855 гг. ). СПб. , 1909, стр. 1). К 1750 г. отно­сится следующая запись И. Д. Шумахера: «Кое-кто из духовенства заявил, что профессоры внушают студентам опасные начала» (Пекарский, II, стр. 141 У- Это сильно встревожило Шумахера и Г. Н. Теплова, которые в связи с таким заявлением духовных лиц поспешили внести в «учреждение о университете и гимназии» следующий пункт: «Смотреть ему [ректору] прилежно, чтоб профессоры лекции свои порядочно имели, оные по про­извольному образцу и в Канцелярии аппробованному располагали и не учили б ничего, что противно быть может православной греко-российской вере, форме правительства и добронравию» (Материалы, т. X, стр. 518, § 3; ср. т. IX наст, изд. , стр. 885). В половине 50-х годов XVIII в. цен­зурная деятельность Синода приобрела угрожающий для естественных наук характер, что объяснялось появлением в 1755 г. нового, основанного по мысли Ломоносова, академического журнала «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие». Синод обнаружил в журнале произве­дения, «многие, а инде и бесчисленные миры быти утверждающие, что и священному писанию и вере христианской крайно противно есть и мно­гим неутвержденным душам причину к натурализму и безбожию подает»

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика