(ЦГИАЛ, ф. 797, оп. 97, №
180, Копии с
всеподданнейших докладов Синода 1756—1758, л. 33—33 об. ). В
докладе, представленном
императрице 21 декабря 1756 г. , Синод просил издать именной указ, «дабы
никто отнюдь ничего писать и печатать как о множестве миров, так и о всем
другом, вере святой противном и с честными нравами не согласном, под
жесточайшим за преступление наказанием не отваживался» (там же, л. 34). Что
же касается «Ежемесячных сочинений» 1755 и 1756 гг. , то те их номера, «в
которых о той же материи припоминается или другое что, вере
противное, содержится»,
следовало, как говорилось в том. же докладе, «отобрать везде и прислать в
Синод». Ту же меру, т. е. конфискацию, предлагалось применить и к
изданной еще в 1740 г. и «находящейся в многих руках» книге Б. Фонтенеля
«Разговоры о множестве миров» в русском переводе А. Д. Кантемира (там
же; Т. В. Барсов. О духовной цензуре в России. «Христианское
чтение» 1901, т. ССХІІ, ч. I, стр. 111—112) Просимый Синодом именной указ
издан не был, но зато другое, подобное ^ке и почти одновременное выступление
духовной цензуры увенчалось успехом * 16 сентября 1756 г. Синод вернул
куратору Московского универ-с итета И. И. Шувалову переведенную на русский
язык профессором этого университета Н. Н Поповским поэму английского писателя
А. Попа «Опыт о
человеке» с извеіцением что «к печатанию оной книги Святейшему Си-н о д у
позволения дать было несходственно» (ЦГИАЛ ф 796 оп 209
№ 205, Протоколы Синода за 1757 г. л 204) «Издатель
оныя книги, __________
зая в л
ял Синод, ___ ни из священного писания ни из содержимых
в праве-
славной нашей
церкви узаконений ничего не заимствуя единственйо все
«Библиографические записки» 1858 т I стр 489________
491 Подробности
о
дальнейшем ходе этого дела см Б Е 'райков. Очерки по истории гелио
центоического
миоовоззоения в России 2-е издание М-А 1947
сто 267-
269 'пос елнее оаспоо жение"
Синода
-задевало
Ломоносова непос еле енн Поповского своего любимого ѵче
вига он
неи^енн по еж ' ( '
IX г 3, локѵме
386
'по а \ Л
"п П - п ' по б
р ия к емУ; , оэму о
а ов
кии р
°
Н°и° %
іпВ0Д ЫЛ ом°НОСОВЬІМ
одо р и р д
о вр мя г . ув
лову как ооразец стилистиче ког и у тва
вского ут. наст, изд , письмо . задет оыл и
Шувалов, хлопотав-
шии об
опубликовании перевода.
Нет
сомнений, что литературная
и научная деятельность Ломоносова была взята церковными властями под наблюдение
еще задолго до появления «Гимна бороде». Не случайно, может быть, что
первые известные нам выпады духовной цензуры против «натурализма» относятся к
1748 г.