lomonosov-ps08

 

М.В.ЛОМОНОСОВ ТОМ 8 ПОЭЗИЯ, ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА, НАДПИСИ

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
М.В.ЛОМОНОСОВ
ТОМ 8
ПОЭЗИЯ, ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА, НАДПИСИ
стр. 1064


(ЦГИАЛ, ф. 797, оп. 97, № 180, Копии с всеподданнейших докладов Синода 1756—1758, л. 33—33 об. ). В докладе, представленном императ­рице 21 декабря 1756 г. , Синод просил издать именной указ, «дабы никто отнюдь ничего писать и печатать как о множестве миров, так и о всем другом, вере святой противном и с честными нравами не согласном, под жесточайшим за преступление наказанием не отваживался» (там же, л. 34). Что же касается «Ежемесячных сочинений» 1755 и 1756 гг. , то те их но­мера, «в которых о той же материи припоминается или другое что, вере противное, содержится», следовало, как говорилось в том. же докладе, «отобрать везде и прислать в Синод». Ту же меру, т. е. конфискацию, пред­лагалось применить и к изданной еще в 1740 г. и «находящейся в многих руках» книге Б. Фонтенеля «Разговоры о множестве миров» в русском переводе А. Д. Кантемира (там же; Т. В. Барсов. О духовной цензуре в России. «Христианское чтение» 1901, т. ССХІІ, ч. I, стр. 111—112) Просимый Синодом именной указ издан не был, но зато другое, подобное ^ке и почти одновременное выступление духовной цензуры увенчалось успехом * 16 сентября 1756 г. Синод вернул куратору Московского универ-с итета И. И. Шувалову переведенную на русский язык профессором этого университета Н. Н Поповским поэму английского писателя А. Попа «Опыт о человеке» с извеіцением что «к печатанию оной книги Святейшему Си-н о д у позволения дать было несходственно» (ЦГИАЛ ф 796 оп 209

№ 205, Протоколы Синода за 1757 г. л 204) «Издатель оныя книги, __________

зая в л ял Синод, ___ ни из священного писания ни из содержимых в праве-

славной нашей церкви узаконений ничего не заимствуя единственйо все

 

 

«Библиографические записки» 1858 т I стр 489________ 491 Подробности

о дальнейшем ходе этого дела см Б Е 'райков. Очерки по истории гелио

центоического миоовоззоения в России 2-е издание М-А 1947

сто 267- 269 'пос елнее оаспоо жение" Синода

-задевало Ломоносова непос еле енн Поповского своего любимого ѵче

вига он неи^енн по еж ' ( ' IX г 3, локѵме

386 'по а \ Л "п П - п ' по б

р ия к емУ; , оэму о а ов кии р

° Н°и° % іпВ0Д ЫЛ ом°НОСОВЬІМ одо р и р д

о вр мя г . ув лову как ооразец стилистиче ког и у тва

вского ут. наст, изд , письмо . задет оыл и Шувалов, хлопотав-

шии об опубликовании перевода.

Нет сомнений, что литературная и научная деятельность Ломоносова была взята церковными властями под наблюдение еще задолго до появле­ния «Гимна бороде». Не случайно, может быть, что первые известные нам выпады духовной цензуры против «натурализма» относятся к 1748 г.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика