или
медическое, или
механическое искусство», однако же весьма запальчиво осуждал с церковной
кафедры «мудрость века сего, т. е. излишную и не подобающую в вещах
божественных куриозность» (Собрание разных поучительных слов, при высочайшем
дворе ее священнейшего величества императрицы и самодержицы всероссийския
сказываемых придворным ея величества проповедником иеромонахом
Гедеоном, т. II.
СПб. , 1756, стр. 9). Это было прямое возражение Ломоносову, который в
оде 1750 г. (стихотворение 176) требовал от наук максимальной, ни перед чем
не останавливающейся «курьезности»:
О вы, щастливыя науки!
Прилежны
простирайте руки
И взор
до самых дальних мест.
Пройдите землю, и пучину,
И степи, и глубокий лес,
И нутр
Рифейский, и вершину,
И саму высоту небес.
Везде
исследуйте всечасно,
Что
есть велико и прекрасно,
Чего еще не
видел свет.
В проповеди этого самого
Гедеона, произнесенной 29 июля 1755 г. в присутствии императрицы, есть такая
фраза: «Понеже бо многие безрассудные Адамовы детки, как почувствуют к себе
фортунину (еже ль можно так говорить) щедрость, как увидят себя
рангами, достоинством
и богатством от других несколько отменных, а наипаче как познают, что они
разумом,
или силою, или инными какими естественными дарами многих превосходят, то
уже кажется им, будто и не от земли составлену они плоть свою имеют и нет над
ними никого такого, которому бы за свои дела от-вещать были должны, ниже
может еще противостать им» (там же, стр. 244). Не надо было обладать особой
проницательностью, чтобы уловить в этой коварной характеристике «безрассудных
Адамовых деток» попытку изобразить Ломоносова. Уловил это, конечно, и сам
Ломоносов, если только прочитал эту проповедь, когда в 1756 г. она вышла в
свет.
Таковы были
взаимоотношения
двух боровшихся сторон к тому времени, когда по рукам столичных жителей стали
ходить списки «Гимна бороде». Мы не знаем, какой именно эпизод послужил
непосредственным поводом к его сочинению. Ясно лишь, что прямое столкновение
вождя русского просвещения с представителями ополчившегося против науки
обскурантизма
было подготовлено всем ходом предшествовавших событий и ускорено происшедшей в
1756 г. активизацией духовной цензуры. Не исключена возможность, что
последней каплей, переполнившей чашу терпения Ломоносова, было либо
запрещение перевода Поповского, либо появление в печати цитированных выше
проповедей Гедеона.