«Гимн бороде» нельзя
рассматривать как изолированный факт истории одной только русской литературы:
при всей самостоятельности замысла и исполнения, чуждого какой бы то ни было
подражательности. «Гимн» опирался все же некоторым образом на всеевропейскую
литературную традицию. В католических странах вопрос о бритье бород
представителями
духовінства имел свою, очень долгую и несравненно более сложную, чем у
нас. историю.
На протяжении VIII—XVII столетий ношение бород церковниками то решительно
запрещалось, то допускалось с теми или ииыми ограничениями, то поощрялось. В
средние века этот вопрос не раз обсуждался поместными соборами и поднимался на
догматическую высоту. В XV—XVI столетиях воззрения Ватикана на этот счет
утратили устойчивость. На портретах времен позднего Возрождения мы видим в
пределах
каких-нибудь сорока лет то долгобородых, то чисто выбритых пап. В эту пору
догматические споры о бороде уступали иной раз место политическим пререканиям
на ту же тему. Так, когда в 1527 г. , после ограбления Рима испанскими
войсками императора Карла V хозяин опустошенного города, папа Климент VII
Медичи, отпустил в знак печали длинную бороду и когда примеру папы захотели
последовать рядовые священники, этому воспротивился военный союзник
Климента, французский
король Франциск I, по требованию которого папа обложил священнические бороды
особым налогом. В это самое время, в 1531 г. , итальянский гуманист
Джио-ванни-Пиерио Валериано, человек, близкий к семейству Медичи и
пользовавшийся
в свое время покровительством
знаменитых пап Юлия II и Льва X, выпустил в свет в Риме с благословения
Климента
VII прозаический памфлет в защиту бороды на латинском языке под заглавием «Pro
sacerdotum barbis
ad clarissimum cardinaiem Hyppolytum Medicem declamatio» («Речь к пресветлейшему
кардиналу Ипполиту Медичи в защиту священнослу-жительских бород»). Это весьма
изящно написанное произведение приобрело огромную популярность и положило
начало целой литературе о бороде. Наряду с заступниками и гонителями бороды
выступали в печати и нейтральные ее историки, старавшиеся
сохранить бесстрастие, что в обстановке горячих догматических и политических
споров давалось
нелегко. Таким объективным историком пытался стать, например, француз
А. Готман
(Ant.
Hotmann или
Hotomannus).
' В 1586 г.
он выпустил в Антверпене сочинение под заглавием «Pogonologia sive
dialogus de ba^rba et coma» («Пого-нология, или разговор о бороде и
волосах»), где
в форме беседы сторонника бороды с ее противником и в свете высказываний
античных и средневековых, духовных и светских писателей всесторонне, с
большой серьезностью обсуждался вопрос о стрижке и бритье
растительности, украшающей
мужскую голову. Однако ни один из писавших на эту тему авторов не стяжал
такой славы, как Валериано, чей памфлет получил особенно широкую известность
в XVII в. (он переиздавался в 1604, 1613, 1626 и 1631 гг. ),