lomonosov-ps08

 

М.В.ЛОМОНОСОВ ТОМ 8 ПОЭЗИЯ, ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА, НАДПИСИ

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
М.В.ЛОМОНОСОВ
ТОМ 8
ПОЭЗИЯ, ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА, НАДПИСИ
стр. 1068


«Гимн бороде» нельзя рассматривать как изолированный факт исто­рии одной только русской литературы: при всей самостоятельности за­мысла и исполнения, чуждого какой бы то ни было подражательности. «Гимн» опирался все же некоторым образом на всеевропейскую литератур­ную традицию. В католических странах вопрос о бритье бород предста­вителями духовінства имел свою, очень долгую и несравненно более слож­ную, чем у нас. историю. На протяжении VIII—XVII столетий ношение бо­род церковниками то решительно запрещалось, то допускалось с теми или ииыми ограничениями, то поощрялось. В средние века этот вопрос не раз обсуждался поместными соборами и поднимался на догматическую высоту. В XV—XVI столетиях воззрения Ватикана на этот счет утратили устойчивость. На портретах времен позднего Возрождения мы видим в пре­делах каких-нибудь сорока лет то долгобородых, то чисто выбритых пап. В эту пору догматические споры о бороде уступали иной раз место поли­тическим пререканиям на ту же тему. Так, когда в 1527 г. , после ограб­ления Рима испанскими войсками императора Карла V хозяин опустошен­ного города, папа Климент VII Медичи, отпустил в знак печали длинную бороду и когда примеру папы захотели последовать рядовые священники, этому воспротивился военный союзник Климента, французский король Франциск I, по требованию которого папа обложил священнические бороды особым налогом. В это самое время, в 1531 г. , итальянский гуманист Джио-ванни-Пиерио Валериано, человек, близкий к семейству Медичи и пользо­вавшийся в свое время покровительством знаменитых пап Юлия II и Льва X, выпустил в свет в Риме с благословения Климента VII прозаи­ческий памфлет в защиту бороды на латинском языке под заглавием «Pro sacerdotum barbis ad clarissimum cardinaiem Hyppolytum Medicem declamatio» («Речь к пресветлейшему кардиналу Ипполиту Медичи в защиту священнослу-жительских бород»). Это весьма изящно написанное произведение приобрело огромную популярность и положило начало целой литературе о бороде. Наряду с заступниками и гонителями бороды выступали в печати и ней­тральные ее историки, старавшиеся сохранить бесстрастие, что в обстановке горячих догматических и политических споров давалось нелегко. Таким объективным историком пытался стать, например, француз А. Готман (Ant. Hotmann или Hotomannus). ' В 1586 г. он выпустил в Антверпене со­чинение под заглавием «Pogonologia sive dialogus de ba^rba et coma» («Пого-нология, или разговор о бороде и волосах»), где в форме беседы сторонника бороды с ее противником и в свете высказываний античных и средневеко­вых, духовных и светских писателей всесторонне, с большой серьезностью обсуждался вопрос о стрижке и бритье растительности, украшающей муж­скую голову. Однако ни один из писавших на эту тему авторов не стяжал такой славы, как Валериано, чей памфлет получил особенно широкую из­вестность в XVII в. (он переиздавался в 1604, 1613, 1626 и 1631 гг. ),

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика