печатные произведения Кулябки и
Сеченова дают достаточный материал для такого анализа. Эти два иерарха, оба
дворяне, один украинец, другой великоросс, учились в разных духовных школах
— первый в Киевской, второй в Московской академии, церковную карьеру делали
тоже по-разному и обладали весьма различными вкусами, житейскими навыками и
темпераментами. Кулябка был человеком по преимуществу кабинетным: по словам
его биографа, он «почитался в свое время славным из россиян богословом», имел
за собой довольно большой духовно-педагогический стаж и был автором, вернее
компилятором курсов богословия, философии и риторики (Словарь исторический о
бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви. Изд. 2-
е, т.
II, СПб. , 1827, стр. 207; Н. И. Петров, ук. соч. , стр. 290—
291, №
689 (483); Берков, стр. 225). В отличие от украинского схоласта
Кулябки, бывший
московский бурсак Сеченов был деятелем главным образом практическим: он любил
учреждать, строить, распоряжаться, начальствовать, не задумываясь над
вопросом о пределах предоставленной ему власти. В бытность миссионером в
Казани, а затем архиереем в Нижнем Новгороде он стяжал громкую, но недобрую
известность не в меру грубыми и жестокими приемами насаждения православия
среди местного мордовского и чувашского населения. Заменяя методы убеждения
циничными посулами налоговых льгот и угрозами, прибегая к услугам полиции и к
помощи
войск, он разорял языческие кладбища, подвергал не желающих креститься
телесным наказаниям, забивал в колодки, заковывал в кандалы, а иногда «и в
купель
окунал связанных» (Соловьев, кн.
V, стлб.
209______ 211. 328_____ 329; Русский биографический словарь, т. «Да-
белов—Дядьковский»,
СПб. , 1905, стр. 394—395). Индивидуальные особенности Кулябки и Сеченова
сказались очень заметно и на их словесном творчестве Биограф Сильвестра говорит
сдержанно что поучения Кулябки «отличаются строгою нравственностью и
рассудительностью»
(Словарь исторический. . . , т. II, стр. 207). Точнее было бы сказать, что
слог Ку-лябки был тяжел сух и вял, синтаксис местами до крайности неуклюж и
запутан (например: «Но и оное земное недро, в недавних годех, сребро ей
открывшее І^. олывановоскресенским назвать судилось из которого узке начатки
Богу (осьмый день назад) как императорскою ракою почитая те\о
Александра
Невского или принести, или освятить благочестно изволила»______________
Слово
произнес енное 5 сентября 1750 г в Летнем дворце М 1750 стр 8* БА. Н шифр 38 А
76) а лексика перегружена
сложными словами не всегда благозвучными, а часто и неудобопонятными такими
как* камен-носеодечие безблагодатники благовоеменство честносветлость
недосказѵе-иый
приятнолюбный, сроднолюбнейший благочестнолюбный многоименитый
всеблагоѵтообнейшая'
и т. п. (Слова пооизнесенные ' в поисѵтствии императрицы 14 июня 1742 г 5
сентября 1744
г. , 30 августа и 5 сентября 1750 г 1 января 1751
г и др Б АН