lomonosov-ps08

 

М.В.ЛОМОНОСОВ ТОМ 8 ПОЭЗИЯ, ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА, НАДПИСИ

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
М.В.ЛОМОНОСОВ
ТОМ 8
ПОЭЗИЯ, ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА, НАДПИСИ
стр. 1078


шифры 38. 4. 13, 38. 4. 116/25, 38. 4. 116/23, 38. 4. 76, 38. 4. 116/6 и др. ). Ука-
занных особенностей стиля Сильвестра Кулябки, чрезвычайно характерных
для всех дошедших до нас его проповедей, нет ни в докладе Синода, ни
в письмах Христофора Зубницкого, ни в пародии на «Гимн бороде», ни
в проповедях Димитрия Сеченова. Стиль Сеченова дает совсем иную
картину: он, как и стиль Сильвестра, очень далек от той «чистоты», кото-
рой домогался Ломоносов, но несравненно более жив, ярок и выдает ме-
стами неподдельную силу и даже буйность темперамента. Биограф Димитрия
сообщает, что сочинения Сеченова славились «ясностью слога, а наипаче
обличительной резкостию» (Словарь исторический о бывших в России пи-
сателях духовного чина греко-российской церкви, т. I, СПб. , 1827, стр. 139).
Это довольно верно и было бы еще вернее, если бы слово «резкость» было
заменено словом «грубость». Ораторский слог Димитрия, близкий к раз-
говорной речи, сбивался нередко на самое вульгарное просторечие. Сече-
нову ничего не стоило сказать, например, с церковной кафедры, что премуд-
рый царь Соломон «не потрафил иногда рассуждением своим» (Слово
25 марта 1742 г. ; БАН, шифр 38. 4. 13) или: «слово отрыгнем царице-
матери». Димитрий был не прочь иной раз предаться публичному самообли-
чению, и его аудитории приходилось выслушивать в этих случаях такие,
например, признания' своего архипастыря* «Сам шанпанские и венгерские
вина вместо квасу употребляю, а в церковь никогда и волоскбго галенка
[т. е. крохотной бутылочки] не посылаю» (Слово 8 июля 1746 г. ; БАН,
шифр 38. 4. 116/2). Или еще крепче и выразительнее; «Мы за чарку винца,
за ласкательство, за честишку, за малую славицу, в суде за гостинец,
в торгу за копейку, в пост святой за курочку душу нашу промениваем»
(Слово 25 марта 1743 г. ; БАН, шифр 38. 4. 116/1). Ничего похоікего не
найдем мы в бесцветных проповедях «рассудительного» СЗильвестра К. у—
лябки но зато нечто очень близкое только что приведенной цитате и по
смыслу и по стилю отыіцем у Христофора Зубницкого: «Поверьте, _________________ чи-
таем в его письме Ломоносову [т.

е автор «Гимна бороде»] столько подл духом столько высокомерен мыслями столько хвастлив на речах что нет такой низости которой бы не предпринял Ради своего

сборник СПб 1911 стр 94) Дело однако не в отдельных смысловых и фразеологических совпадениях а в обгцем и притом местами довольно

 

щаются та же что и в «поучениях» Сеченова бойкость наметанного

 

требное сочинение» «сумасбродный стихотворец» «сей ругатель» «пьяница», «пьяная ' его голова» «негодный ярыга», «везде, как пес,

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Как нобелевского лауреата наказали за нацистскую пропаганду
Как нобелевского лауреата наказали за нацистскую пропаганду После капитуляции гитлеровской Германии в мае 1945 года Норвегия освободилась от оккупации. Вскоре наиболее активно сотрудничавшие с нацистами норвежские коллаборационисты были привлечены к уголовной ответственности.
Режиссер «Отряда самоубийц» сравнил свою версию фильма с «Джокером»
Ранее Эйр писал, что режиссерская версия «Отряда самоубийц» практически смонтирована и требует лишь работы над визуальными эффектами, а теперь поведал о том, какой именно должна была стать картина.
На НТВ стартует многосерийный остросюжетный детектив «Черная лестница»
Парень спасает Тельцова, но карьере оперативника приходит конец. Между Максом и Вадимом завязывается удивительная дружба, личные драмы их сближают, и тогда Тельцов открывает свое детективное агентство «Черная лестница», а его напарником становится Макс.
Квентин Тарантино назвал лучший фильм десятилетия
Популярный режиссер Квентин Тарантино назвал фильм "Социальная сеть" Дэвида Финчера лучшим фильмом минувшего десятилетия. Высказался режиссер довольно прямо, заявив, что "Социальная сеть" лучше всех остальных, вне конкуренции. Фильм рассказывает о создателе всемирной социальной сети Facebook.
Российский триллер «Аванпост» откроет кинопрокат в Японии
Триллер режиссера Егора Баранова «Аванпост» откроет японский кинопрокат, возвращающийся к работе после пандемии коронавируса. Фильмы российского производства пользуются чрезвычайной популярностью в Японии.
Мировые кинофестивали запустили киномарафон на YouTube
Организаторы крупнейших смотров объединились, чтобы помочь индустрии кино.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика