шифры 38. 4. 13, 38. 4. 116/25, 38.
4. 116/23, 38. 4.
76, 38. 4. 116/6 и др. ). Ука-
занных особенностей стиля Сильвестра Кулябки, чрезвычайно характерных
для всех дошедших до нас его проповедей, нет ни в докладе Синода, ни
в письмах Христофора Зубницкого, ни в пародии на «Гимн бороде», ни
в проповедях Димитрия Сеченова. Стиль Сеченова дает совсем иную
картину: он, как и стиль Сильвестра, очень далек от той «чистоты», кото-
рой домогался Ломоносов, но несравненно более жив, ярок и выдает ме-
стами неподдельную силу и даже буйность темперамента. Биограф Димитрия
сообщает, что сочинения Сеченова славились «ясностью слога, а наипаче
обличительной резкостию» (Словарь исторический о бывших в России пи-
сателях духовного чина греко-российской церкви, т. I, СПб.
, 1827, стр. 139).
Это довольно верно и было бы еще вернее, если бы слово «резкость» было
заменено словом «грубость». Ораторский слог Димитрия, близкий к раз-
говорной речи, сбивался нередко на самое вульгарное просторечие. Сече-
нову ничего не стоило сказать, например, с церковной кафедры, что премуд-
рый царь Соломон «не потрафил иногда рассуждением своим» (Слово
25 марта 1742 г. ; БАН, шифр 38. 4. 13) или: «слово отрыгнем царице-
матери». Димитрий был не прочь иной раз предаться публичному самообли-
чению, и его аудитории приходилось выслушивать в этих случаях такие,
например, признания' своего архипастыря* «Сам шанпанские и венгерские
вина вместо квасу употребляю, а в церковь никогда и волоскбго галенка
[т. е. крохотной бутылочки] не посылаю» (Слово 8 июля 1746 г. ; БАН,
шифр 38. 4. 116/2). Или еще крепче и выразительнее; «Мы за чарку винца,
за ласкательство, за честишку, за малую славицу, в суде за гостинец,
в торгу за копейку, в пост святой за курочку душу нашу промениваем»
(Слово 25 марта 1743 г. ; БАН, шифр 38. 4. 116/1). Ничего похоікего не
найдем мы в бесцветных проповедях «рассудительного» СЗильвестра К. у—
лябки но зато нечто очень близкое только что приведенной цитате и по
смыслу и по стилю отыіцем у Христофора Зубницкого: «Поверьте, _________________
чи-
таем в его письме Ломоносову [т.
е автор «Гимна
бороде»] столько
подл духом столько высокомерен мыслями столько хвастлив на речах что нет
такой низости которой бы не предпринял Ради своего
сборник СПб 1911 стр 94) Дело однако
не в отдельных
смысловых и фразеологических совпадениях а в обгцем и притом местами
довольно
щаются та же что
и в
«поучениях» Сеченова бойкость наметанного
требное сочинение»
«сумасбродный стихотворец» «сей ругатель» «пьяница», «пьяная ' его
голова» «негодный ярыга», «везде, как пес,