дал все это в четырех
словах:
«среди жаров, морозов, вод». Но неточны его слова о «крепких мышцах, бедрах»
русских солдат: тот же главнокомандующий в том же документе говорил об
«изнуренной . совсем кавалерии и изнемогшей пехоте» (Соловьев, кн. V, стлб.
995—996). Говорить об этом в печати Ломоносов не мог.
233
Печатается по
тексту первой
публикации. Местонахождение рукописи неизвестно. Впервые напечатано —
Соч. 1757,
стр. 183.
Датируется
предположительно
промежутком времени с 1751 г. (год выхода в свет Соч. 1751, куда публикуемая
надпись не вошла) по 1757 г. (год сдачи в набор Соч. 1757).
«Литого из меди
изображения», т.
е. бронзовой статуи императрицы Елизаветы Петровны «в амазонском
уборе», т. е. в
боевом наряде древней амазонки, нет ни в одном из наших музейных
хранилищ. Никаких
упоминаний об этой статуе не отыскано ни в литературе, ни в архивных
документах.
А между тем публикуемые надписи Ломоносова не оставляют никаких сомнений в том,
что такое скульптурное произведение существовало. В. К. Макаров
предполагает, что это была небольшая бронзовая статуэтка, автором которой мог
быть живший в России с 1743 г. по конец 70-х годов XVIII в. итальянский
скульптор А. Мартинелли. Им были отлиты из бронзы конные статуэтки Петра I и
Екатерины II.
1 Т. е. Троя, построенная, по античному
сказанию, Аполлоном
и Посейдоном.
2 Намек на участие амазонок в защите Трои
(Гомер. Илиада,
3, 189).
3 Т. е. Петра I и Екатерины I.
4 Характерная для
Ломоносова
техническая деталь: отлитые из бронзы изделия приобретают свойственную им
темную окраску не сразу, а до того напоминают по цвету золото. Отсюда можно
сделать вывод, что Ломоносов сочинил публикуемые надписи вскоре после отливки
статуэтки.
234
Печатается по собственноручному
подлиннику (ААН, ф. 20, оп. 1, № 5, л. 16 об. ).
Впервые
напечатано —Будилович, II,
стр. 296.
Датируется
предположительно
промежутком времени с 1744 по 1757 г. Подлинник написан на листке, содержащем
ряд черновых
записей грамматического характера и вшитом в рукописный фолиант, где
сосредоточены