2 сентября 1759 г. в
Академическую канцелярию поступил ордер президента Академии наук о печатании
публикуемой оды «на академическом коште» (ААН, ф. 3, оп. 1, №
470, л. 280).
Канцелярия в тот же день определила напечатать оду в количестве 570 экз. (там
же, л. 281). Типографские работы были завершены не позднее 11 того же
сентября, и Ломоносову было выдано 95 экземпляров оды (там же, №
247, л. 18).
Не прошло и недели после этого, как 17 того же сентября Ломоносов «словесно
объявил» в Канцелярии, что И. И. Шувалов
желает выпустить на счет Московского университета еще одно издание оды в
количестве 500 экз. (там же, № 529, лл. 258 об. —259), что и было
исполнено в недельный срок: к 21 сентября ода была напечатана (там же, № 1512,
л. 14 об. ), а 24 сентября весь тираж второго издания был передан
Ломоносову (там же, № 247, л. 24).
При печатании
второго издания
Ломоносов внес в текст оды некоторые поправки, которые составителями
посмертных ее изданий не учитывались.
Ода 1759
г. интересна тем, что
излюбленный литературный прием Ломоносова выступает в ней особенно
обнаженно. Все
обязательные по условиям времени официальные приличия соблюдены; высокий
стиль «похвальной» поздравительной оды ничем не нарушен, и на долю адресата
оды, императрицы, отпущено требуемое тогдашним придворно-поэтическим обычаем
количество хвалебных эпитетов; вся же центральная часть оды посвящена
крупнейшей «злобе дня»: победе, действительно блестящей, над прусской армией,
которая претендовала на непобедимость. Ломоносов с полной искренностью
прославляет «геройство росское» и столь же искренно осуждает «пыщный дух»
Фридриха II, т. е. его самонадеянную заносчивость. Но и в хвалебные эпитеты,
и в «венцы побед преславиых», и в укоры врагу настойчиво и местами, особенно
в начале и в конце оды, довольно откровенно вплетается тот публицистический
мотив, в котором заключается подлинное идейное содержание оды: Ломоносов опять
и опять, с еще большим «жаром сердечным», чем в 1757 г. , требует скорейшего
заключения мира. Зрелищу «страшной» войны, разинувшей «смертну хлябь», где
«главы валятся, как листы», «гибельному стону», «окровавленным рекам» и
«собору» мертвецов, жертв войны, противопоставлены «тихие дни» и «кроткая
весна», «безмрачные» небеса, «покоя сень», «тишина» как залог развития
национальной культуры, материальной и духовной
(«искусства, нивы, торг, науки»).
Мира требовала в самом деле вся истощенная войной страна, лучшие сыны
которой были выброшены за ее рубеж в угоду чуждым ей интересам Габсбургской
династии. Об истощении страны Ломоносов говорит открыто:
Ещель мы мало утомились
Житейских тягостью бремен? Воззри на плачь осиротевших, Воззри на
слезы престаревших Воззри на кровь рабов Твоих.