9 Имеется в виду указ от 15 декабря 1752 г. об
учреждении Морского шляхетного корпуса, заменившего собой возникшую при Петре 1
Морскую академию (ПСЗ, 10062).
10
Имеется в виду указ от 25 мая 1754 г. о дозволении
частным лицам
производить в Сибири поиски полезных ископаемых и учреждать горные
заводы (ПСЗ, 10243).
11
Имеется в виду мысль Ломоносова о возможности
«северного море-
плавания на Восток по Сибирскому океану» (т. VI наст, изд. , работы 16—18
и примечания к ним).
12
Имеются в виду мысли, развитые Ломоносовым в письме «О
сохра-
нении и размножении российского народа» (т. VI наст, изд. , работа 13).
13
См. выше, примечание 10. Цифры промышленной
статистики XVIII в.
очень неточны и еще недостаточно изучены; несомненно, однако же, что
40-е и 50-е годы этого столетия были ознаменованы значительным коли-
чественным ростом обрабатывающей промышленности (П. И. Лященко.
История народного хозяйства СССР, т. I. [Л. ], 1952, стр. 440—444).
14 См. примечание 2 к
стихотворению 211.
15
Вопроса об «исправлении нравов» Ломоносов касается
попутно
в письме «О сохранении и размножении российского народа» (т. VI наст,
изд. , стр. 386—388, 391—393, 399—401 и др. ). Этому вопросу он наме-
ревался посвятить, кроме того, отдельную статью (там же, стр. 379 и 383).
Ср. также «Примечания» Ломоносова об обязанностях духовенства (там же,
стр. 407—408).
16
Борьбе с расколом уделяли в ломоносовское время много
внимания
и духовные, и гражданские, и даже военные власти. Ломоносов коснулся
вопроса о раскольниках в некоторых своих произведениях (см. стихотво-
рения 227 и 236 и примечания к ним, а также т. VI наст, изд. ,
стр. 402).
17 См. выше, примечание 11. Мысль о необходимости
освоить в эконо-
мическом отношении наши дальневосточные окраины и завязать торговые
отношения с Китаем, Японией, Индией и Америкой была излюбленной
мыслью Ломоносова, нашедшей отражение в целом ряде его од (см. стихо-
творение 4 и примечание 32 к нему, стихотворение 141 и примечание 15
к нему, стихотворение 213 и примечание 8 к нему).
18 В
§ 242 «Риторики» Ломоносова идет речь о том, что
риторическую
фигуру «вопрошения» бывает полезно соединять с фигурой «заимословия».
Заимословием же называется такая фигура, «когда то, что самому автору
или представляемому от него лицу говорить должно, отдается другому лицу,
живому, либо мертвому, или и бездушной вещи» (Риторика, § 219; т. VII
наст, изд. , стр. 270 и 288).
19
«Вольность» — тоже одна из риторических фигур, которую
Ломо-
носов определяет так: «Вольность есть когда говорим свободно при тех,