его выступление 10
января этого
года в Академическом собрании, где он заявил, что намерен издать ее в свет
(Протоколы Конференции, т. II, стр. 368). Однако хоть, по словам
Я. Я. Штелина,
Ломоносов и «положил себе за правило ковать ежедневно по тридцати стихов»
(«Москвитянин», 1851, № 2, кн. 2, стр. 209), работа над поэмой шла
медленно и с очень большими перерывами. В конце ноября 1757 г. , прося
Шувалова о повышении по службе, Ломоносов писал ему, что «оным новая кровь в
жилы мои вольется к совершению начатого героического описания трудов Петровых,
которых окончание выше всех благополучии в жизни моей почитаю» (т. X
наст, изд.
, письмо 59). Отсюда следует, что поэма к этому времени была еще только
начата и далека от окончания. Продолжалась ли работа над ней в 1758 г. , мы
не знаем, в следующем же 1759 г. Ломоносов сю, безусловно, не занимался, в
чем убеждает его отчет за этот год, где t, H подробно перечисляет все свои
поэтические труды: поэмы
о Петре в этом перечислении нет (там же, документ 517). В записке, поданной
Шувалову в начале 1760 г. в связи с ходатайством Ломоносова о назначении его
вице-президентом Академии, Ломоносов говорит, что это «ободрит» его «к
сочинению в один год Петриады» (там же письмо 64). Хотя просимого назначения
как известно не последовало но . Ломоносов в самом деле вернулся в этом году к
работе над поэмой и судя по дате посвящения, к 1 ноября 1760 г. (день
рождения Шувалова) кончил писать первую песнь В конце того ?ке года было
приступлено к сочинению второй песни. Ее начало написано бесспорно в декабре
1760 г что видно из содерзкэния стихов
657__ 659:
И солнце, к нам спеша в
обратной колеснице, Готовит новой блеск Российской багрянице. Чтоб нашей
радостью украсить новый год.
Такие стихи могли
быть написаны
только в промежуток времени между зимним солнцестоянием (11 декабря) и новым
годом. К половине 1761 г. вторая песнь была окончена: в июле этого года
она, как
пояснено ниже, была уже напечатана. Ломоносов оказался прав, назвав свою
поэму «трудом желаемым, но непреодолимым» (см. посвящение): дальше второй
песни дело не пошло. Поэт В. П. Петров, современник Ломоносова, пять лет
спустя * после его смерти упоминал в довольно туманных выражениях про
«оставшуюся
после Ломоносова третию песнь» (Еней. Героическая поэма Публия Виргилия Марона.
Переведено с латинского Васильем Петровым. Предуведомление, стр. [3]), но
это заявление опровергается словами самого Ломоносова, который в «Росписи»
своих трудов, написанной примерно за год до смерти, указал вполне определенно,
что сочинил только «две героические песни о делах Петра Великого» (т. X наст,
изд. , документ 518). «По сообщению Шувалова, Ломоносов оставил работу над
поэмой оттого, что «был