lomonosov-ps08

 

М.В.ЛОМОНОСОВ ТОМ 8 ПОЭЗИЯ, ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА, НАДПИСИ

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
М.В.ЛОМОНОСОВ
ТОМ 8
ПОЭЗИЯ, ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА, НАДПИСИ
стр. 1130


(А. П. Сумароков, Полное собрание всех сочинений в стихах и прозе, ч. IX, стр. 148, эпитафия 17), молодой Г. Р. Державин поспешил высту­пить «в защищение» Ломоносова с ответной эпиграммой (Сочинения Дер­жавина с объяснительными примечаниями Я. Грота, т. III, СПб. , 1866, стр. 247—248). Другой младший современник Ломоносова М. Н. Муравьев перевел его поэму на латинский язык («Вестник Европы», 1807, № 19, стр. 192). Перевел ее, кроме того, — вероятно, тоже на латинский язык, — и академический переводчик и лексикограф К. А. Кондратович (ААН, ф. 3, оп. 8, № 78). Некоторая часть поэмы появилась в конце XVIII в. и во французском прозаическом переводе (М. le Clerc. Histoire physique, morale, civile et polilique de la Russie moderne, t. I. Paris [M. Ле-Клерк. История физическая, нравственная, гражданская и политическая новой России, т. I. Париж], 1783, т. I, стр. 130—140).

Однако в конце XVIII в. стали появляться и отрицательные отзывы о поэме. А. Н. Радищев утверждал, например, что Ломоносов «томился в эпопеи» (А. Н. Радищев, Полное собрание сочинений, т. I, М. —Л. , 1938, стр. 391). К его мнению присоединился и Н. М. Карамзин, которому представлялось, что «для эпической поэзии нашего века не имел он [Ломо­носов], кажется, достаточной силы воображения, того богатства идей, того всеобъемлющего взора, искусства и вкуса, которые нужны для представ­ления картины нравственного мира и возвышенных, иройских страстей» (Сочинения Карамзина, Полное собрание сочинений русских авторов, т. І, изд. Смирдина, 1848, стр. 591).

Голоса критиков начала XIX в. разделились: в то время как А. Ф. Мерзляков восхищался рассказом Петра I о стрелецком бунте («Амфион», 1815, февраль, стр. 51—52), В. М. Перевощиков находил в поэме «многие отступления, рассуждения, обращения к императрице Ели-савете, неприличные эпической поэме» («Вестник Европы», 1822, № 18, стр. 107).

Наиболее суров оказался приговор Белинского: он называл поэму «дикой, напыщенной» и видел в ней заведомо невыполнимый «tour de Force [атлетический фокус] воображения, поднятого на дыбы» (В. Г. Белинский, Полное собрание сочинений, т. VII, М. , 1955, стр. 110). Как ни ясно было, что эти не в меру резкие слова метили не столько в Ломоносова, сколько в тех современных Белинскому литературных реакционеров, которые, при­крываясь авторитетом Ломоносова, боролись с новыми течениями в русской поэзии, — тем не менее последующие историки литературы предпочли не вступать в спор с Белинским и воздерживались от оценки ломоносовской поэмы, характеризуя ее только как незавершенный опыт пересадки на рус­скую почву одного из классических жанров. Такую позицию занял, в частности, М. И. Сухомлинов (Акад. изд. т. стр. 278—279 втор, паг. ).

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
В Тверской области заложили первый камень Ржевского мемориала
12 ноября в Ржевском районе Тверской области торжественно открыли закладной камень на месте, где будет установлен Мемориал советскому солдату.
Названы лучшие фильмы 2018 года по версии People’s Choice Awards
Назван лучший фильм 2018 года по версии зрителей. Определились победители американской премии People's Choice Awards.
Пресс‐секретарь Мединского объяснил его слова о названиях аэропортов
Ранее СМИ предположили, что Владимир Мединский не знает, жив ли музыкант Егор Летов, после того, как министр в рамках осуждения проекта «Великие имена России» назвал присвоение имен здравствующих знаменитостей аэропортам «дурным тоном».
Константин Меладзе рассказал о поиске талантов на шоу «Голос»
Композитор Константин Меладзе поведал о том, как осуществляется поиск талантов для шоу-программы Первого канала «Голос».
Конкурс молодых дизайнеров «Русский Силуэт» открывает новые таланты
Сегодня в Гостином дворе стартовало грандиозное fashion-шоу в рамках финала XII Международного конкурса молодых дизайнеров «Русский Силуэт».
На экраны выйдет сериал по роману Алексея Иванова
Фото: tumentoday.ru 12 ноября российские зрители смогут увидеть премьеру многосерийного фильма «Ненастье», снятого по одноименному роману писателя Алексея Иванова.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика