lomonosov-ps08

 

М.В.ЛОМОНОСОВ ТОМ 8 ПОЭЗИЯ, ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА, НАДПИСИ

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
М.В.ЛОМОНОСОВ
ТОМ 8
ПОЭЗИЯ, ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА, НАДПИСИ
стр. 1131


Лишь в самые последние годы стало высказываться — довольно, впро­чем, осторожно — мнение, что «свою поэму Ломоносов строил как произ­ведение историческое» (Д. Д. Благой. История русской литературы XVIII века. Изд. 2-е, М. , 1951, стр. 193—194).

Ломоносовский «Петр Великий» был одной из первых попыток создать русскую героическую поэму. По понятиям того времени, этот род литера­турных произведений признавался наивысшим. Того же взгляда придер­живался и Ломоносов (т. VII наст, изд. , стр. 589). Законодатель класси­цизма Буало, чей авторитет у нас, как и на Западе, считался тогда непре­рекаемым (ср. , например, Тредиаковский. Стихотворения. «Библиотека поэта», изд. «Советский писатель», 1935, стр. 415); установил жесткие правида, определявшие характер героической поэмы. От Ломоносова, воспи­тавшегося на поэтике немецкого последователя Буало —И. Готшеда, можно было бы ожидать, что свой первый эпический опыт он подчинит всем тре­бованиям классической школы. Этого, однако, не случилось. Классицизму была заплачена только чисто внешняя, формальная дань (александрийский стих, традиционный зачин, вводный рассказ Петра I). Во всем же остальном Ломоносов решительно уклонился и от следования примеру античных клас­сиков, которые воспевали «вымышленных богов» (см. посвящение), и от подражания новейшим классицистам, которые по завету Буало заменяли живых людей ходячими абстракциями и, как Вольтер в «Генриаде», вводили в круг своих персонажей аллегорические фигуры «Истины», «Раздора», «Фанатизма», «Любви» И т. п

За кем же я пойду? Вслед подвигам Петровым,

И возвышением стихов геройских новым

Уверю целы я вселенный концы.

Что тем я заслужу парнасские венцы,

Что первый пел дела такого человека,

Каков во всех странах не слыхан был от века.

Эти стихи, как, впрочем, и все посвящение к поэме, были и полеми­ческими, и программными. Ломоносов понимал, что условия нового времени исключают возможность реставрации античного эпоса:

Хотя вослед иду Виргилию, Гомеру,

Не нахожу н в них довольнаго примеру.

И если Буало считал, что «эпос величавый» требует непременно «вымысла», «высокой выдумки» и «роя мифических прикрас», если он предостерегал эпического поэта от перегрузки сюжета событиями и от подражания «историкам спесивым», то Ломоносов, наперекор теории фран­цузского классицизма, заявлял, что предметом его поэмы будут «истинные дела», т. е. как раз именно события и притом подлинно исторические. Это и было тем новаторством, тем «возвышением стихов геройских новым»,

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика