lomonosov-ps08

 

М.В.ЛОМОНОСОВ ТОМ 8 ПОЭЗИЯ, ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА, НАДПИСИ

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
М.В.ЛОМОНОСОВ
ТОМ 8
ПОЭЗИЯ, ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА, НАДПИСИ
стр. 1131


Лишь в самые последние годы стало высказываться — довольно, впро­чем, осторожно — мнение, что «свою поэму Ломоносов строил как произ­ведение историческое» (Д. Д. Благой. История русской литературы XVIII века. Изд. 2-е, М. , 1951, стр. 193—194).

Ломоносовский «Петр Великий» был одной из первых попыток создать русскую героическую поэму. По понятиям того времени, этот род литера­турных произведений признавался наивысшим. Того же взгляда придер­живался и Ломоносов (т. VII наст, изд. , стр. 589). Законодатель класси­цизма Буало, чей авторитет у нас, как и на Западе, считался тогда непре­рекаемым (ср. , например, Тредиаковский. Стихотворения. «Библиотека поэта», изд. «Советский писатель», 1935, стр. 415); установил жесткие правида, определявшие характер героической поэмы. От Ломоносова, воспи­тавшегося на поэтике немецкого последователя Буало —И. Готшеда, можно было бы ожидать, что свой первый эпический опыт он подчинит всем тре­бованиям классической школы. Этого, однако, не случилось. Классицизму была заплачена только чисто внешняя, формальная дань (александрийский стих, традиционный зачин, вводный рассказ Петра I). Во всем же остальном Ломоносов решительно уклонился и от следования примеру античных клас­сиков, которые воспевали «вымышленных богов» (см. посвящение), и от подражания новейшим классицистам, которые по завету Буало заменяли живых людей ходячими абстракциями и, как Вольтер в «Генриаде», вводили в круг своих персонажей аллегорические фигуры «Истины», «Раздора», «Фанатизма», «Любви» И т. п

За кем же я пойду? Вслед подвигам Петровым,

И возвышением стихов геройских новым

Уверю целы я вселенный концы.

Что тем я заслужу парнасские венцы,

Что первый пел дела такого человека,

Каков во всех странах не слыхан был от века.

Эти стихи, как, впрочем, и все посвящение к поэме, были и полеми­ческими, и программными. Ломоносов понимал, что условия нового времени исключают возможность реставрации античного эпоса:

Хотя вослед иду Виргилию, Гомеру,

Не нахожу н в них довольнаго примеру.

И если Буало считал, что «эпос величавый» требует непременно «вымысла», «высокой выдумки» и «роя мифических прикрас», если он предостерегал эпического поэта от перегрузки сюжета событиями и от подражания «историкам спесивым», то Ломоносов, наперекор теории фран­цузского классицизма, заявлял, что предметом его поэмы будут «истинные дела», т. е. как раз именно события и притом подлинно исторические. Это и было тем новаторством, тем «возвышением стихов геройских новым»,

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Андрей Кончаловский получил премию «Скрипач на крыше» за фильм «Рай»
Андрей Кончаловский получил премию Федерации еврейских общин России «Скрипач на крыше» в категории «Кинематограф».
Картину Моне «Эффект тумана» отыскали с помощью поиска Google
Картина французского художника Клода Моне «Эффект тумана», которая считалась утерянной в 1895 году, нашлась с помощью поиска Google.
Актер Игорь Скляр отмечает 60-летний юбилей
Актер театра и кино Игорь Скляр празднует сегодня свое 60-летие. Игорь Борисович Скляр — советский и российский актер театра и кино.
Новый эпизод «Звёздных войн» собрал за выходные 450 млн долларов
Фильм Звёздные войны: последние джежаи собрал в мировом прокате по итогам прошедших выходных рекордные 450 млн долларов, сообщает агентство Reuters.
Театральный баттл двух столиц состоится в Москве
«Импровизационный баттл двух столиц» состоится 25 декабря на новой сцене Московского театра под руководством Олега Табакова.
Умер соавтор музыки к «Коню БоДжеку» Ральф Карни
Саксофонист Ральф Карни умер в США на 62-м году жизни. Об этом сообщает портал Pitchfork. Музыкант скончался в больнице Портленда.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика