не порывал
связей, либо через
современника и ставленника Петра I, архан-гелогородского и холмогорского
архиепископа Варсонофия, человека исторически образованного, сохранявшего
отношения с Ломоносовым до самой своей смерти (он умер в конце 1759 г.
; см. т.
X наст, изд. , письмо 8 и примечания к нему ср. также Ломоносовский сборник.
Архангельск, 1911, стр. 152); особенно широко использованы в поэме те
записи
холмогорских церковных деятелей о поездках Петра I в Архангельск, которые
изданы были затем в 1783 г. «иждивением Н. Новикова и компании» (О высочайших
пришествиях великого государя, царя и великого князя Петра Алексеевича, всея
Великия, и Малыя, и Белыя России самодержца, из царствующего града Москвы
на Двину, к Архангельскому городу, троекратно бывших; о нахождении шведских
неприятельских кораблей на ту же Двину, к Архангельскому городу* о зачатии
Новодвинской крепости и о освящении нового храма в сей крепости* М. , 1783).
2)
Известный
тоже во многих вариантах коллективный труд, который после опубликования его в
1770 г. М. М. Щербатовым вошел в историческую литературу под названием
«Журнал, или Поденная записка императора Петра Великого» и в составлении
которого принимал ближайшее участие сам Петр I.
3)
Ходившие
по рукам во многих редакциях и дошедшие до нас далеко не в полном их виде
работы П. Н. Крёкшина; они цитируются ниже по изданию И. П. Сахарова
(Записки русских людей, ч. I. 1841), несравненно более
исправному, чем первая их публикация, осуществленная Ф. О. Туман-ским
(Собрание разных заметок и сочинений, служащих к доставлению полного сведения
о жизни и деяниях Петра Великого, ч. I. СПб. , 1787, стр. 231—310).
Если первые две группы источников
являются «источниками
первой руки», способными служить историку надежнейшей опорой, то писания
Крёкшина, которого еще В. Н. Татищев называл «баснословцем»
(В. Н. Татищев.
История российская, кн. I, ч. 2. 1769, стр. 553), были оценены
позднейшими . историографами как «цепь выдумок, перемешанных с немногими
сказаниями историческими» (Устрялов, т. I, стр. XL-III). Эта оценка хоть и
не лишена
основания, но чересчур сурова. При почти полном отсутствии печатной
литературы о Петре I и при скудости рукописных источников Ломоносов не мог не
обратиться к весьма популярным в его время сочинениям Крёкшина, причем сумел
отобрать такой их отрывок (описание стрелецких движений 1682 г. ), где
преобладали достоверные «сказания исторические», а «выдумкам» было уделено
лишь небольшое место. Но и в этом случае Ломоносов не удовольствовался одним
Крёкшиным, а привлек и другие материалы: записки А. А. Матвеева, может быть
и Сильвестра Медведева (ниже, при ссылках на те и на другие, страницы
указываются по вышеназванному изданию W. П. Сахарова), а также донесение
датского