резидента в Москве
Бутенанта
фон Розенбуша, опубликованное за границей еще в XVII в. (Relation der
Traurigen
Tragedie in der Stadt Moscau [Донесение о печальной трагедии в городе
Москве]; напечатано
в «Theatrum
Europaeum», т.
XII, Франкфурт на Майне, 1691, стр. 441—448; перепечатано Устряловым, т.
I, стр. 330—346; при последующих ссылках на данный источник страницы
указываются по изданию Устрялова).
Если при пользовании историческими
источниками
Ломоносов и допустил кое-где некоторые недосмотры и промахи, довольно
естественные при тогдашнем уровне исторической науки (эти промахи отмечаются
ниже: см. примечания 5, 21, 37, 44, 50, 54, 61, 93 и 101), то следует
констатировагь все же, что, работая над поэмой, он подходил к источникам не
столько как поэт, располагающий правом художественного домысла и
вымысла, сколько
как историк, стремящийся возможно точнее восстановить историческую правду. В
этом основная особенность поэмы, резко отличающая ее от всех предшествовавших
ей в мировой литературе произведений того же жанра.
Что касается, наконец, идейного
содержания
незавершенной поэмы, то сам Ломоносов в конце второй песни дает ключ к
пониманию того, что намеревался сказать: по его представлениям, вся
деятельность Петра I во всей ее совокупности, в том числе и военная, была
последовательным движением к единой цели — к просвещению России; а цель эта
такова, что оправдывала в глазах Ломоносова даже и ненавистную ему в других
случаях войну (стихи 1113—1124). Но та же концовка второй песни (стихи
1125—1167) позволяет' думать, что Ломоносов не хотел ограничиваться только
этим частным выводом, касавшимся одного Петра. Поэт-естествоиспытатель и
поэт-историк ставил перед собой более широкие, историко-философские
задачи. Вглядываясь
в древность, Ломоносов задает вопрос:
Что приращению оружия
причиной?
Был ли готов у Ломоносова ответ на этот
вопрос, мы не
знаем, но самая постановка такого вопроса в исторической поэме должна была
придать поэме значительность, вполне достойную ее автора.
1 Таким образом, сам Ломоносов признает, что
принялся
за поэму если и не по прямому внушению Шувалова, как утверждал последний, то
во всяком случае с его одобрения.
2 Стихи 21—24, как и следующие стихи 25—32
(см. выше), являются
тоже программными: развенчивая прославленного Виргилием Энея, Ломоносов
заявляет тем самым, что моральным критерием послужит для него
патриотизм, который
и явится идейной основой поэмы.
3 Лев —герб Швеции. «Попранный» лев — побежденная
Петром
I Швеция.