lomonosov-ps08

 

М.В.ЛОМОНОСОВ ТОМ 8 ПОЭЗИЯ, ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА, НАДПИСИ

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
М.В.ЛОМОНОСОВ
ТОМ 8
ПОЭЗИЯ, ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА, НАДПИСИ
стр. 1168


поэтическую шутку, по остроумию исключительную во всей допушкинской поэзии: тонкость и изящество шутки — это позже других созревающий плод умственного развития» («Старина и новизна», Пгр. , 1917, кв. 22, стр. 78—79).

Переведенные Ломоносовым оды считались в его время произведениями Анакреонта, а на самом деле были написаны его подражателями более ста лет спустя после его смерти — в эпоху эллинизма. Ломоносов еще в бытность свою за границей приобрел изданный в 1716 г. в Амстердаме сборник таких подражательных од во французском их переводе (т. X наст, изд. , доку­мент 502). В XVIII в. эта псевдоанакреонтика была весьма популярна как во Франции, так и у нас, и на ее основе сложился традиционный, не совсем схожий с историческим, но как нельзя более отвечавший упадочным настрое­ниям позднего феодализма образ Анакреонта, певца минутных чувствен­ных наслаждений, равнодушного ко всему остальному, а в том числе и к прошлому, и к настоящему, и к будущему своей страны.

1 В греческом подлиннике эта ода озаглавлена «К лире». Под таким за­главием перевел ее еще в студенческие годы и Ломоносов (стихотворение 3). Здесь он дает новый, рифмованный ее перевод.

2 Заключительные два стиха являются прямым отзвуком тех мыслей о значении героической поэзии, какие высказывает Ломоносов в «Предисло­вии о пользе книг церковных» (1758 г. ), где говорит о «громком голосе писателей, проповедующих дела своих героев» (т. VII наст, изд. , стр. 591— 592). Эта близость двух текстов является одним из косвенных доводов в пользу правильности предложенной выше датировки «Разговора» (см. вводную часть настоящих примечаний).

3 В греческом подлиннике эта ода озаглавлена «К сребролюбцу».

4 Забобоны ■—■ бредни, сказки, основанные на суеверии.

5 Ломоносов имеет в виду римского философа Сенеку Младшего, одного из виднейших представителей позднего стоицизма, который проповедовал покорность судьбе, апатию и отказ от радостей жизни. Образ жизни Сенеки не соответствовал его аскетическому учению.

6 В греческом подлиннике эта ода озаглавлена «К самому себе».

7 Традиционному образу Анакреонта Ломоносов противопоставляет су­ровый образ римского государственного деятеля Катона Младшего, непре­клонного сторонника аристократической республики, боровшегося с Юлием Цезарем. После победы Цезаря, определившей крушение республиканского режима, Катон покончил с собой ударом кинжала.

8 Т. е. Юлия Цезаря.

9 По преданию, Анакреонт умер, подавившись сухой виноградиной.

10 То же, чрезвычайно характерное для Ломоносова и не имевшее в то
время широкого распространения слово «упрямка» (т. е. упорство, энергия)

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика