поэтическую шутку, по
остроумию исключительную во всей допушкинской поэзии: тонкость и изящество
шутки — это позже других созревающий плод умственного развития» («Старина и
новизна», Пгр. , 1917, кв. 22, стр. 78—79).
Переведенные Ломоносовым оды
считались в его время
произведениями Анакреонта, а на самом деле были написаны его подражателями
более ста лет спустя после его смерти — в эпоху эллинизма. Ломоносов еще в
бытность свою за границей приобрел изданный в 1716 г. в Амстердаме сборник
таких подражательных од во французском их переводе (т. X наст, изд.
, документ
502). В XVIII в. эта псевдоанакреонтика была весьма популярна как во Франции,
так и у нас, и на ее основе сложился традиционный, не совсем схожий с
историческим, но как нельзя более отвечавший упадочным настроениям позднего
феодализма образ Анакреонта, певца минутных чувственных
наслаждений, равнодушного
ко всему остальному, а в том числе и к прошлому, и к настоящему, и к
будущему своей страны.
1 В греческом подлиннике эта ода озаглавлена «К
лире». Под
таким заглавием перевел ее еще в студенческие годы и Ломоносов (стихотворение
3). Здесь он дает новый, рифмованный ее перевод.
2 Заключительные два стиха являются прямым отзвуком
тех
мыслей о значении героической поэзии, какие высказывает Ломоносов в
«Предисловии
о пользе книг церковных» (1758 г. ), где говорит о «громком голосе
писателей, проповедующих
дела своих героев» (т. VII наст, изд. , стр. 591— 592). Эта близость двух
текстов является одним из косвенных доводов в пользу правильности предложенной
выше датировки «Разговора» (см. вводную часть настоящих примечаний).
3 В греческом подлиннике эта
ода
озаглавлена «К сребролюбцу».
4 Забобоны ■—■
бредни, сказки, основанные
на суеверии.
5 Ломоносов имеет в виду римского философа Сенеку
Младшего, одного из виднейших представителей позднего стоицизма, который
проповедовал покорность судьбе, апатию и отказ от радостей жизни. Образ жизни
Сенеки не соответствовал его аскетическому учению.
6 В греческом подлиннике эта
ода
озаглавлена «К самому себе».
7 Традиционному образу Анакреонта Ломоносов
противопоставляет суровый образ римского государственного деятеля Катона
Младшего, непреклонного сторонника аристократической республики, боровшегося
с Юлием Цезарем. После победы Цезаря, определившей крушение республиканского
режима, Катон покончил с собой ударом кинжала.
8 Т. е. Юлия Цезаря.
9 По преданию, Анакреонт умер, подавившись
сухой
виноградиной.
10 То же, чрезвычайно
характерное
для Ломоносова и не имевшее в то
время широкого распространения слово «упрямка» (т. е. упорство, энергия)